Маятники Фуко и Фруда

Рассмотрим кратко два практически важных типа маятников, маятник Фуко и маятник Фруда.

Маятником Фуко называют массивный груз, подвешенный на нити большой (несколько десятков метров) длины. Особенностью маятника Фуко является его способ крепления в подвесе. Обычно его закрепляют в опоре с помощью карданова шарнира, исключающего закручивание нити. Такой маятник служит преимущественно для демонстрации суточного вращения Земли. В результате вращения Земли плоскость колебаний маятника медленно поворачивается относительно земной поверхности.

Характер колебаний маятника определяется действующими на него силами. На тело маятника действуют сила тяжести и сила натяжения нити. Обе они лежат в плоскости колебаний маятника и поэтому не могут вызвать её поворота. Объяснение поворота плоскости колебаний относительно земной поверхности можно провести с точки зрения двух наблюдателей, один из которых связан с инерциальной системой отсчёта (звёздной системой), другой, неинерциальный, связан с земной поверхностью.

 
 

С точки зрения инерциального наблюдателя вращение плоскости колебаний относительно земной поверхности объясняется поворотом земной поверхности, в результате чего плоскость колебаний маятника вращается относительно нее в направлении, противоположном вращению Земли. На полюсе Земли плоскость колебаний маятника сохраняет неподвижное положение относительно инерциальной системы отсчёта, поэтому угловая скорость поворота плоскости колебаний маятника относительно земной поверхности в точности равна угловой скорости вращения Земли. На других широтах (при широте, отличной от ) угловая скорость вращения Земли может быть разложена на две составляющие, по нормали к поверхности и касательной к поверхности Земли плоскости. Нормальная составляющая угловой скорости определяет относительное вращение земной поверхности и плоскости колебаний маятника. Другая составляющая - определяет вращение плоскости колебаний маятника вместе с земной поверхностью относительно инерциальной системы отсчёта. Понятно, что на экваторе, где нормальная составляющая равна нулю, плоскость колебаний не будет совершать вращения относительно земной поверхности, а максимальной скорость этого вращения будет на полюсах и численно равняться угловой скорости вращения Земли. На промежуточных широтах скорость вращения плоскости колебаний маятника относительно земной поверхности принимает значения от нуля до значения угловой скорости вращения Земли. Легко убедиться также в том, что плоскость колебаний на одинаковой по величине широте в Северном и Южном полушариях совершает вращение с одинаковой по величине скоростью, но направления вращения -противоположны.

.

Рис.93
В неинерциальной системе отсчёта, связанной с поверхностью Земли, кроме указанных сил, действующих на тело маятника, надо учесть и силы инерции. Во вращающейся системе отсчёта при движении в ней тела надо учитывать силу инерции Кориолиса и центробежную силу инерции. Действительно, при выводе тела маятника из положения равновесия и при его дальнейшем движении сила Кориолиса, действующая по нормали к вектору скорости тела, должна искривлять его траекторию. При этом надо отметить, что при движении в одном направлении (например, от положения равновесия) сила Кориолиса действует в одном направлении, а при обратном движении тела - в противоположном. Поэтому траектория тела маятника относительно земной поверхности является довольно сложной.

В зависимости от начальных условий траектория может принимать различный вид. Если тело маятника толчком выводится из положения равновесия, то при определённом направлении вращения системы отсчёта сила Кориолиса будет направлена вправо от направления движения и (рис.93а) искривлять траекторию. После достижения положения максимального отклонения от положения равновесия и обратном движении сила Кориолиса изменяет направление, и траектория начинает искривляться в другую сторону. Поэтому при указанных начальных условиях траектория будет представлять собой розетку с плавными закруглениями. Если же тело маятника отвести от положения равновесия и без толчка отпустить, то, как показано на рис.936, из-за влияния сил Кориолиса тело маятника не проходит через положение равновесия, отклоняясь, как и в предыдущем случае, вправо. После прохождения положения максимального отклонения сила Кориолиса, изменив направление, будет отклонять тело маятника в другом направлении, поэтому траектория должна представлять собой остроконечную розетку.

Маятник, сооружённый в Парижском Пантеоне, имел длину 67м, а маятник Фуко, установленный в Исаакиевском соборе в Ленинграде, имеет длину 98м.

 
 

Маятник Фруда (фрикционный маятник) состоит из физического маятника, жёстко скреплённого с муфтой, насаженной на ось мотора, при этом угловая Фуко

 
 
Рис.94


Для достаточно убедительной демонстрации суточного вращения Земли длина маятника Фуко должна быть большой. Например, первый такой скорость вращения оси мотора должна быть заметно большой угловой скорости маятника (рис.94). Действующий на муфту (соответственно, на сам маятник) момент сил трения о вал в течение одного полупериода колебаний тормозит движение маятника, во время другого - наоборот, ускоряет. Можно подобрать скорость вращения оси вала такой, что при учёте зависимости сил трения от относительной скорости работа сил трения в целом за период будет положительной, т.е. приводить к увеличению амплитуды колебаний маятника. Таким образом, маятник Фруда представляет собой простейшую автоколебательную систему. Если в описанной системе сила трения такова, что она в каком-нибудь интервале скоростей с увеличением скорости убывает, то ускоряющий момент сил трения будет в среднем больше тормозящего, что приведёт к самовозбуждению колебаний. В результате в системе могут возникнуть автоколебания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: