Билет 1.
Личность интегрирует все содержимое психики человека.
Психические процессы дают содержание личности, обогащают ее, и т.д.
Личность человека – это основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния (Рубинштейн. Личностный подход).
Зависимость психических процессов и состояний от личности выражается в том, что:
а) они развиваются не самостоятельно, а подчинены общему развитию личности (личность меняет свои установки à меняется структура личности (психики)).
б) благодаря личности у человека эти процессы и состояния превращаются в сознательно регулируемые действия (пр: реакция «что такое» à наблюдение; непроизвольное запоминание (до 3 лет) àпроизвольное запоминание, и т.д.).
в) возможны индивидуальные различия между людьми по выраженности и качеству (качественному разнообразию).
Психические процессы и состояния в свою очередь обогащают психологические состояние личности и значимость каждого процесса невозможно переоценить.
|
|
Психические процессы à личностные свойства:
Восприятие à Чувствительность, восприимчивость.
Внимание à Внимательность, наблюдательность.
Мышление à Вдумчивость
Воображение à Креативные способности
Речь à Рассудительность
Эмоции à Эмоциональность
и т.д.
Отличия между психич. процессами и свойствами личности:
1. Свойства личности – более устойчивы (определенный устойчивый набор компонентов).
2. Свойства личности более индивидуальны.
3. Свойства личности являются более обобщенными, характеризуют сознание человека в целом.
Личность и психология личности – это основной курс в общей психологии. Это не просто завершающая тема, а, можно сказать, вся психология человека – это психология его личности.
Критерии личности:
1. Наличие сознания (пр: ребенок после 2 месяцев – личность: реакция на маму (улыбка, и т.д.)).
2. Социальная реакция (выпадают: люди с нарушением психики – нет самосознания).
3. Иерархия мотивов – способность человека делать осознанный выбор между «хочу» и «надо». Появляется примерно в 3–4 года (появляется самосознание – «Я»). «Я» становится активным. Когда «Я» становится активным, появляется способность выбирать. (Л.И. Божович).
Леонтьев-Гиппенрейтер. Эффект горькой конфеты.
Эксперимент: не вставая со стула достать игрушку (нувыполнимо). Экспериментатор уходил. Ребенок вставал и брал игрушку.
Экспериментатор возвращался, хвалил, давал конфету.
До 3 лет – ребенок брал конфету.
После 3 лет – не брал конфету. При повторном предложении конфеты à плакал (осознание, что не заслужил).
|
|
4. Сознательное регулирование (прилагает усилие над собой).
Основные признаки свойств личности:
1. Носят сознательный характер.
2. Обеспечивают творческий характер деятельности.
3. Характеризуют все сознание человека в целом, образуя целостность.
4. Достаточно постоянны и устойчивы, что позволяет человеку в разных условиях, в разных жизненных ситуациях проявлять свою сущность.
5. Однако это постоянство относительно, т.е. личность поддается изменению.
6. Эти свойства проявляются и формируются в социальных отношениях и социально значимой деятельности.
7. Эти свойства подлежат социально нравственному оцениванию.
8. Эти свойства индивидуально своеобразны, уникальны.
9. Однако эти свойства социально типичны (люди принадлежат к одному социальному слою, этносу, профессии; характеризуются некоторыми общими личностными чертами). Благодаря этому личность поддается изучению.
10. Личность проявляется не в любых обстоятельствах, а только в социально-типичных. Причем по отношению к разным сферам жизнедеятельности может проявлять совершенно противоположные характеристики (пр: друг – «+», враг – «–» - разные типичные ситуации, и т.п.).