Понятие личности

Личность – это целостная, относительно устойчивая, индивидуально своеобразная и социально типичная организация сознания, определяющая активный творческий характер деятельности, имеющей социально-нравственную значимость для общества.

¯

Следствия:

1. Личностью является только человек.

2. Психика и личность – понятия не тождественные.

По мнению некоторых отечественных авторов личность проявляется не раньше 3 лет (в этом озрасте ребенок начинает употреблять местоимение «Я»).

«Я» – начало формирования самосознания.

Источник личности – самосознание.

Здесь личность еще не развернулась, но она обозначилась.

Понятие «Личность» используется не только в психологии:

В философии «Личность» – это совокупность всех общественных отношений.

Понятие человека и личности отождествляются.

В социологии «Личность» – это социальное качество человека.

Этимология: «Личность» (др. греч.) – личина или персона, что означает – маска, роль. Так в древнем театре называли актеров.

В славянских языках: «Личность» – ипостась, что значит, – подоснова, устой, лицо души.

Развитие личности:

В общей психологии «социализация» – это активный со стороны человека процесс усвоения и присвоения социокультурного опыта, накопленного человеком в процессе его исторического развития.

Решающую роль в процессе социализации играет деятельность.

Деятельность предполагает мотивацию, потребность.

Причем, личность является одновременно источником деятельности и, с др. стороны, ее результатом.

Леонтьев2 этапа формирования личности:

1. Дошкольный возраст – устанавливаются первые иерархические отношения между мотивами, возникает их соподчинение. (эксперимент горькой конфеты).

Механизм формирования личности – существенная роль – сдвиг мотива на цель.

То, что для ребенка вначале является целью («надо»), становится мотивом (потребностью).

(пр: спасибо (надо) à похвала (конфетка) à потребность).

То, что было сложным, неинтересным («надо»), становится жизнеспособным мотивом («хочу»).

2. Подростковый возраст – происходит на фоне бурных физиологических изменений.

Основная роль – самосознание. рождение личности.

Подросток – сознает себя равноправным членом общества. Исчезает эгоцентризм.

Лоуренс-Колберг.

Стадия морально-нравственного развития:

Анализируется также детский и подростковый возраст.

Выделил 3 основных уровня, в каждом из которых 2 стадии морально-нравственного развития.

1 уровень:

Преконвенциональный.

Стадия 1: 2–3 года.

Конвенция – закон.

Ребенок делает что-то из-за страха перед наказанием.

Стадия 2: 4–7 лет.

Выполение моральной нормы тогда, когда она приносит личную выгоду.

2 уровень:

Конвенциональный.

Стадия 1: 7–10 лет.

Делают то, что нужно, чтобы получить одобрение окружающих.

Стадия 2: 10–12 лет.

Ориентация на соблюдение закона.

3 уровень:

Постконвенциональный.

Стадия 1: 13–18 лет.

Ориентировка на собственные принципы при выполнении чего-то правильного.

Стадия 2: после 18 лет.

Выполнение чего-то, не предполагая, что можно сделать иначе.

Ориентировка на общепринятые, общечеловеческие нормы.

Выполнение строго последовательно, но четкой привязанности к возрасту нет (возможность застревания).

При оценке нами др. человека: положительно – только находящегося на нашем уровне.

Существует проблема «соотношения биологического и социального».

Суть: что приоритетно играет решающую роль в развитии личности, или каково соотношение этих факторов: наследственности и среды.

1. Биологизаторский подход. (Фрейд, Пиаже, Макдугал).

Все в личности определяется человеческими инстинктами, влечениями, наследственными задатками, которые в процессе социализации развиваются из наследственных программ.

2. Крайне социологизаторский. (неофрейдисты: К.Хорни, Э.Фром, А.Адлер).

Личность – продукт исключительно социальных воздействий.

3. Интеракционизм. (В.Штерн, Ч.Кули).

Интерактивный подход предполагает, что в личности постоянно взаимодействуют внешние и внутренние факторы.

4. (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Рубинштейн, А.А. Волочков).

Для личности важно не столько соотношение биологического и социального, тем более, что для разных личностных свойств это соотношение различно (пр: для интеллекта – наследственность, а для творческих способностей – социум), а важна активность самой личности.

Реактивность – предполагает такое поведение, которое имеет такой внешний по отношению к человеку стимул, который запускает его двигательные, эмоциональные и процессуальные реакции.

Активность – источник таких действий, внутри которых мы сами инициируем свои реакции.

Активность носит приспособительный характер.

Человек как и животное не может существовать без активности.

В основе – ориентировочный рефлекс.

Активностью обладает любое живое существо.

Человеческая активность (в отличие от животной) имеет – сознательный характер; обеспечивает творческий характер деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: