Структура личности. Подходы к ее пониманию в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).
Структура личности – это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
Большинство отечественных авторов (Мясищев, Мерлин, Ковалев) считали, что личность складывается из отношений к различным сторонам действительности.
Отношение – это целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами действительности. Это и есть предмет психологии личности.
Применительно к структуре личности можно выделить 2 тенденции:
• узкое понимание личности.
• широкое понимание личности.
Самый узкий подход:
Леонтьев.
20-ые – 30-ые гг. Публикация – 1975 г. Московская школа.
Деятельностный подход.
Леонтьев считает, что личность – это совокупность всех деятельностей человека, интериоризованных из внешнего плана во внутренний.
Основной компонент личности – направленность, и ничего кроме него нет.
|
|
Автор был против структуры личности, т.к. всякая структура предполагает наслоение.
Личность – это постоянно меняющееся динамическое образование.
Леонтьев акцентировал внешнюю, или социальную, детерминацию, т.е. социум по отношению к действительности первичен.
Рубинштейн.
1940 г. Московская школа.
Личностный подход.
Не отрицал внешней детерминации личности, дополнял эту идею тем, что…
Личность – не только продукт деятельности, но и ее предпосылки, источник, инициатор.
Это, по его мнению, не менее, а может и более важно.
Личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Структура: личность состоит из 3-х сторон:
1. Что человек хочет – направленность, потребность, мотивы, идеалы, интересы, склонности.
2. Что человек может – способности.
3. Что человек есть – характер.
Более широкий подход:
Платонов.
80-ые гг. Публикация – 1986 г. Московская школа.
Функционально-динамический подход.
Личность – любой человек, обладающий сознанием.
Структура:
(4 подструктуры)
1. Темперамент и половозрастные свойства.
2. Психические процессы.
3. Опыт (ЗУНы, привычки).
4. Направленность, отношение и моральные качества.
Эти компоненты иерархически организованы (биологическое à психическое)
Билет 3.