7 факторов, которые обеспечивают интеллект:
1. Словесное понимание (понятийное мышление).
2. Речевая беглость (способность находить рифмы, подбирать нужные слова).
3. Числовые способности (скорость и точность вычисления).
4. Пространственные.
5. Ассоциативная память (запоминание по ассоциациям).
6. Скорость восприятия.
7. Индуктивные способности (способность находить закономерность и ее завершать: от общего к частному).
Однако его коллеги и последователи обнаружили, что он лукавил.
На самом деле – G–фактор обнаруживается.
Р. Кеттелл.
Выделил 2 вида интеллекта:
1. «Связанный»/«Кристаллизованный» интеллект – это совокупность интеллектуальных навыков, знаний, которые приобретены человеком в результате социального развития; он связан с культурой.
2. Текучий/Свободный – интеллект, независимый от культуры (как правило, именно этот интеллект определяет способность соотносить предметы в пространстве).
S1 S2 S3 S4
è è ø ø
G связанный инт. (надстройка) |
текучий инт. |
<<стрелки в сторону S>>
Интеллект поддается изменению.
Возрастные особенности развития интеллекта:
Первые 20 лет жизни – наиболее интенсивно развивается интеллект (особенно 2–12 лет).
19–20 лет – интеллект достигает своего пика.
20–33-34 – стабилизация (+ применение).
С 33-34 – спад продуктивности интеллектуальных функций (¯ скорость обработки, ¯ долговременная память, но качество ).
Гендерные особенности интеллекта.
Различия в интеллекте между мужчинами и женщинами есть.
2 теории:
1. Биологическая теория (Геодакян) – акцентирует биологические факторы.
Мужчины являются носителями эволюционирующих генов, а женщины – консервативных => у мужчин чаще встречается мутация генов, а у женщин чаще встречается норма.
2. Социальные факторы – многое в поведении определяется тем, как нас социализируют.
У женщин более развит вербальный интеллект.
У мужчин – невербальный, пространственный интеллект.
(истинные гомосексуалы лучше решают мат.тесты (как муж.); также быстро произн. предметы (как и жен.)).
Билет 21.
Понятие творчества и творческих способностей. Творчество и деятельность. Фазы творческого процесса (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, Дж. Гетцельс).
Креативность (творческие способности).
Творчество – это процесс создания нового.
Но это новое может быть: объективно новое; субъективно новое.
Это результирующий процесс.