Часть пятая

Сценарий: Солодухина Нина, лето 2006г., г. Волжский Волгоградской области.

Моб.тел. 8-909-694-21-63;

e-mаil: ninasld@rambler.ru

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

На другой день машина учительницы подъехала к зданию «Фабрики звезд». Она вышла из машины, а из дверей дома навстречу ей вышел доцент:

- Здравствуйте, Вам сегодня не сюда.

Она удивилась:

- Как не сюда? У нас сегодня тема о жене Моцарта и дальше…

Доцент подал ей листочек и пакет:

- Вот именно эту тему и дальше, но до «Реквиема», Вам и нужно будет рассказать сейчас для слушателей лекций по абонементам в консерватории. Там у них преподаватель заболела и они попросили меня о помощи… Опять таки Вам дополнительный заработок. Вот, возьмите, здесь концертное платье и туфли. Не смотрите на меня так, это Марианна позаботилась.

Она взяла листок и пакет понимая, что спорить бесполезно:

- Спасибо, конечно, что Вы так обо мне заботитесь… Да, Марианна меня предупреждала, что надо возить с собой разные вещи. Я привыкну. Вы думаете, у меня получится там?

- Привыкайте, работы будет много – в любое время, в разных местах – звонят отовсюду. Я уверен, Вы, можете интересно и понятно рассказывать о Моцарте в любом месте и для любой аудитории, правда?

- Правда, Вы так хорошо меня знаете. А как же здесь? – спросила она.

Он махнул рукой:

- Я им книжек много принес – пусть сначала сами хоть что-нибудь узнают, лучше запомнят. Вас там встретят, но, если что – звоните.

- Сегодня же наш концерт с династиями звезд. Я хотела быть рядом с ребятами, поддержать их. У вас все готово, сами, без меня справитесь?

- Освободитесь – приезжайте сюда. Все готово, но без Вас не начнем.

Она хотела еще что-то сказать, но передумала, села в машину и уехала.

В зале консерватории учительница, в красивом концертном платье и туфлях, расставив на столике портреты и разложив письма, начала лекцию.

- Здравствуйте! Сегодня с Вами о молодости Моцарта и последних годах его жизни буду говорить я.

(3), стр. 51): «Счастливо, в основном, сложилась семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, веселого характера, она была музыкальным и чутким человеком». Вот ее портрет.

(Фото: портрет «Констанца Моцарт(урожденная Вебер),

жена композитора. Портрет И.Ланге. 1782\83г., (5), стр. 241 )

(Учительница всматривается в портрет, он «оживает»,

перенося нас из Настоящего в Прошлое.)

101

Когда Моцарт написал оперу «Похищение из сераля», (4), стр.133-134; (4ж), стр. 132-133: «Господство в опере идеи верной и беззаветной любви, преодолевающей все препятствия, было в данный момент созвучно личным переживаниям Моцарта. В Вене он снова встретился с семьей Вебер, переехавшей сюда из Мангейма. Алоизия, к которой он испытывал глубокое чувство, сделала блистательную карьеру на оперной сцене, была солисткой венской оперы; Моцарт, живший некоторое время у Веберов, все еще продолжал ее любить. Но вскоре его чувствами завладела младшая сестра Алоизии Констанца – веселая, жизнерадостная, привлекательная девушка. Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы быстро перешли во взаимную любовь.

Чувство Моцарта подогревалось совпадением имени его невесты с именем главной героини оперы, над которой он работал в этот период. Однако их желание соединиться встретило препятствие со стороны отца Моцарта и матери Констанцы.

Моцарт в августе 1782 года, ему было 26 лет,был вынужден увезти невесту из дома матери и тайно с ней обвенчаться».

(Из Прошлого в Настоящее мы возвращаемся через портрет Констанции Моцарт: она «застывает» там в позе, изображенной

на фотографии с портрета и учительница подходит к ней.)

- Да-а-а, - выдохнула учительница, - этой женщине нелегко пришлось в жизни. В книге у Е. Черной, где есть эта фотография, на 353 странице приведены такие сведения: «За время брака с Констанцей у Вольфганга Амадея Моцарта родилось 6 детей. Совершеннолетия достигли только двое: второй по старшинству сын Карл Томас, годы жизни 1784-1858, (жил 74г.).

И младший Вольфганг Амадей, 1791-1844 г.г, (жил 53), при крещении ему было дано имя Франц Ксавер Вольфганг, но впоследствии мать переменила имя в память об его отце.

Этот младший сын по профессии был музыкантом и выступал как пианист, обнаруживая незаурядные исполнительские данные».

Слушатели зашептались, обсуждая между собой такие факты биографии Моцарта, а одна молодая женщина все-таки не сдержала эмоций и сказала вслух:

- Представляете, в честь отца взять и переименовать сына?..

- Тише! Успокойтесь, пожалуйста. Давайте не будем ее осуждать, неизвестно как каждый из нас поступил бы на ее месте. Быть женой гениального композитора не каждому дано.

При всей его одаренности она видела, как ему трудно зарабатывать своим талантом, ей нужно было просто прожить рядом с ним и свою жизнь. Она ведь не могла предположить, что, не смотря ни на что музыка Моцарта сохраниться на века и люди будут помнить о нем даже через 250 лет. Вот вы сейчас живете и не знаете же, будут о вас вспоминать потомки или нет. Это зависит от того, какой след вы оставите на этой земле…

Но, извините, что-то я отвлеклась от темы, продолжим. В последние годы жизни… - она произнесла эту фразу, и замолчала, слушатели удивились ее замешательству. – Простите, всегда, как дохожу до этой темы – трудно говорить… Моцарт, Пушкин, Лермонтов…, почему у гениальных людей такой короткий век? Они могли бы еще столько полезного сделать для людей…

Ей ответил мужчина средних лет, с уже почти седой головой:

- Нет, именно потому, что они отдали нам все, они и сгорели быстро. А в наше время: Игорь Тальков, Виктор Цой, Сергей Бодров-младший… Мы никто не знаем сколько жизни нам отведено, но помните песню у Андрея Макаревича, когда один бережет свой костер, а другой обогревает им других… У человека всегда есть выбор как прожить свою жизнь: для себя или для других. Я помогу Вам продолжить тему: (1), стр.85): «В последние годы жизни из-под пера Моцарта одно за другим выходили гениальные произведения. Это были оперы «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», вызывавшие неизменный восторг и восхищение. Герои его опер были живыми людьми, и правдивость образов покоряла слушателей. Это были лучшие его инструментальные произведения: три последние симфонии, квартеты, трио. Недаром Гайдн сказал его отцу: «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал».

Учительница успела справиться со своими чувствами и продолжила:

- Спасибо, дальше я сама: (4),стр.134-135;(5),стр.229-236,239-240,242-244): «Четыре года отделяют «Похищение из сераля» от следующей крупной вехи в оперном творчестве Моцарта – гениальной «Свадьбы Фигаро».

Эти годы Моцарт жил интенсивной жизнью художника, работая сверх меры и в то же время воспринимая жизнь с жадностью, с той любовью и доверием к ней, которые были характерны для него с ранних лет и до самой смерти.

Дружеские отношения Моцарт всегда завязывал легко, в Вене они оказались особенно широки – искренних почитателей он находил во всех слоях общества. Врожденный такт и умение себя держать снискали ему благоволение светских кругов… С любым из венских вельмож он был так же прост в обращении, как с людьми одного с ним круга.

Профессиональные интересы вскоре заставили его теснее связаться с этой утонченной средой.

Традицию домашнего музицирования венская знать поддерживала на высоком уровне; на любительских собраниях исполнялись все виды и жанры музыкальных произведений…

(Пока учительница рассказывает о составе симфонического оркестра –

такой же состав входит в зал и рассаживается, они начинают играть до-минорную серенаду(1782г.) и эта музыка переносит нас из Настоящего в Прошлое, где ее же играет домашний симфонический оркестр

графини Вильгельмины Тун и она потом сама вместе с ними.)

- Представьте себе такой же оркестр тех лет. (4),стр.134-135;(5),стр.229-236,239-240,242-244): «Но особенно процветала здесь инструментальная музыка: все крупные вельможи… держали симфонические оркестры. Дворяне, которые не могли позволить себе эту роскошь, довольствовались духовой группой, состоящей из восьми инструментов, - двух гобоев и такого же количества кларнетов, фаготов и валторн.

Этот состав, очень популярный в венских концертах, носил название гармонической музыки». Для него Моцартом была написана гениальная до-минорная серенада (1782г., Моцарту 26 лет ).

103.1

Среди светских дилетантов были люди, не только страстно любившие музыку, но сами владевшие инструментом с профессиональной свободой, такие, как графиня Вильгельмина Тун, - одна из образованнейших представительниц венской знати… Пасынок ее, князь Карл Лихновский, тоже был другом и учеником Моцарта.

103.2 (Среди зрителей домашнего концерта – барон Свитен.)

Одному из этих высокопоставленных любителей суждено было сыграть особую роль в жизни Моцарта – это был барон Готфрид Ван Свитен, австрийский посланник, объездивший Бельгию, Францию, Польшу и Германию. В Берлине ему удалось познакомиться с музыкой немецких авторов первой половины XVIII века; он привез в Вену произведения Баха, Генделя и других представителей этого замечательного искусства и стремился привить к ним интерес в австрийской столице.

…Именно ему суждено было стать посредником между гениальным искусством Баха и молодой венской школой в лице Моцарта.

103.3. (Моцарт пишет письмо отцу.)

…В 1782 году, в 26 лет, он (Моцарт) пишет отцу: «Все воскресения в 12 часов я хожу к барону Ван Свитену, и там ничего не играется, кроме Генделя и Баха. Я сейчас составляю себе коллекцию баховских фуг…»

103.4.( Пишетсестре: сцена с женой – он пишет ей фугу.)

«…Когда Констанца услышала эти фуги, она совсем в них влюбилась, - писал он сестре, ничего не хочет слушать, кроме фуг, а в этом жанре ничего, кроме Генделя и Баха.

Так как она теперь частенько слышит, как я импровизирую фуги, она спросила, не записал ли я какую-нибудь. И когда я сказал ей – нет, она сильно разбранила меня… и не отставала с просьбами до тех пор, пока я ей не сочинил фугу – вот так она и получилась».

103.5. (Сцена: Моцарт с нищим скрипачом.)

Собратья по профессии пользовались особой любовью и уважением Моцарта; он даже для нищего скрипача, который как-то подошел к нему на улице, написал в ближайшем кафе менуэт…

103.6. (В доме Моцарта гость – валторнист Лейтгеб.)

Постоянным гостем в его доме был валторнист Лейтгеб, именно для Лейтгеба написал он свои чудесные концерты для валторны и квинтет для валторны, скрипки, двух альтов и виолончели…»

(Голос доцента возвращает нас из Прошлого в Настоящее.)

- На этом лекция на сегодня закончена, – обратился он к слушателям. И уже учительнице: - У Вас срочная запись для телеканала «Культура», тема «Моцарт и Сальери». Ехать нужно прямо сейчас.

Слушатели с недовольством стали расходиться. Учительница извинилась перед ними:

- Извините, пожалуйста, лекция прервана не по моей вине. Мы обязательно продолжим в следующий раз. Спасибо всем за внимание.

Пока она собирала все материалы, доцент рассматривал ее:

- Прекрасно выглядите. Вам очень идет это платье. Теперь я буду знать, что привозить из поездок по конкурсам. А пока переоденьтесь в это.

Она вскинула на него глаза, они вспыхнули гневом возмущения:

- Это уже слишком! Говорю Вам первый и последний раз – я могу сама себя обеспечить! Не хватало еще, чтобы в одежде я надеялась на мужчину!..

Он улыбнулся и спокойно ответил:

- Ну, раз Вы такая колючая, значит, просто в Вашей жизни еще не было мужчины, на которого Вы могли бы надеяться. Во всем.

Они переглянулись…, она первой отвела глаза, взяла пакет и пошла к выходу. Он, смеясь от очередной своей победы, пошел за ней, говоря:

- Спасибо за понимание. Жду Вас в своей машине, Вашу мой водитель отвезет к Вам домой. Поторопитесь, нам еще надо успеть перекусить.

В студии телеканала «Культура» собрались режиссеры и актеры: создатели и участники спектаклей и кинофильмов о Моцарте и Сальери. Везде развешены и расставлены портреты композиторов, которые будут упоминаться в передаче, разложены письма и партитуры музыкальных произведений. Стоит раскрытый рояль.

Она сначала смутилась – что ей придется рассказывать людям, которые итак, наверное, все знают не хуже нее. Но потом она увидела, что произвела на всех впечатление одним своим видом - красным атласным костюмом с длинной юбкой – и уверенно начала, не сомневаясь в своих знаниях:

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами побеседуем на очень не простую, неоднозначную, и так до сих пор до конца не разгаданную, не доказанную тему: «Моцарт и Сальери». (4), стр.134-135; (5), стр.229-236, 239-240, 242-244): «… дружелюбное отношение Моцарта к музыкантам не всегда встречало ответную приязнь.

Его острая и смелая критика нередко возбуждала недовольство и объединяла против него людей, задетых его независимостью или острой шуткой.

…Таких недоброжелателей среди венских профессионалов у Моцарта было много, особого значения их нападкам он не придавал. А между тем они ему серьезно вредили, и признания того официального круга, который единственно мог бы материально обеспечить композитора, он так и не получал.

Иосиф II не выказывал желания поручить ему боле или менее ответственную роль в музыкальной жизни дворца. Это была твердыня, которая строго охранялась несколькими приближенными к императорской семье музыкантами.

Среди них наибольшим расположением пользовались старый, независимый, окруженный всеобщим уважением Кристофор Глюк, который из Парижа тяжело больным вернулся на родину, и его бывший ученик, Антонио Сальери, энергичный, быстро выдвинувшийся итальянец, безусловно талантливый оперный и церковный композитор.

…Музыкальным «хозяином» императорского двора оставался Сальери. Отношения с ним у Моцарта вначале сложились внешне дружелюбные, но вскоре перешли в глухую вражду.

По мнению современников, Сальери действительно испытывал ту мучительную зависть таланта к гению, которую так проникновенно сумел раскрыть Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Во всяком случае, он делал все, чтобы не допустить Моцарта в сферу придворной жизни.

Но в этот период цветения надежд и сил Моцарт не воспринимал отношение двора так болезненно, как впоследствии, когда он с горечью называл Сальери «злым демоном своей жизни».

(4), стр.139; (4з), стр.389): «… 7 мая 1783 года Моцарт, ему 27 лет, сообщает отцу: «… У нас здесь в поэтах некий аббат да Понте.

У него сейчас бешеная работа в театре над исправлениями. Он должен, во что бы то ни стало, написать совсем новое либретто для Сальери. С этим он раньше, чем через два месяца, не справится.

Потом уже обещал написать новое для меня – но кто знает, сможет ли и захочет ли сдержать свое слово… Если он заодно с Сальери, я до конца жизни не получу ничего».

Посмотрите, пожалуйста, на портрет Сальери. Мы много знаем о Моцарте, но мало о самом Сальери. Если разбираться до конца, то давайте поговорим и о нем. Кто что о нем знает?

(Фото: портрет из (6), книги «100 великих композиторов», автор-составитель Д.К.Самин, Москва, «Вече», 2001г., стр.87 )

(Портрет оживает и переносит нас из Настоящего в Прошлое.

А участники передачи, «за кадром», говорят автобиографию Сальери из (6), стр. 86-92.)

1) «Итальянский композитор, педагог и дирижер Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XXVIII – XIX века.

Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. В жанре оперы-сериа он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер. С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа».

2) «Сальери родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго близ Вероны. Музыке первоначально обучался у своего брата – скрипача Франческо, а затем на клавесине у соборного органиста Дж. Симонии. С 1765 года, Сальери 15 лет, пел в хоре собора Св.Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини. Занимался он также у Д.Б.Пешетти.»

3) «Учителем и заботливым покровителем итальянского музыканта был Флориан Леопольд Гасман, видный композитор, уроженец Чехии, работавший в Вене. Во время пребывания в Италии Гасман обратил внимание на талантливого юношу, вывез его в Австрию, выделил его как самого способного ученика и считал своим преемником. После смерти учителя Сальери принял на себя заботу о двух малолетних дочерях Гасмана и подготовил их к оперной карьере. Обе они сохранили признательность к своему воспитателю и педагогу».

4) «В 1766 году, Сальери 16 лет, Гасман взял Антонио к себе в Вену. Тогда и началась музыкальная деятельность Сальери в качестве исполнителя. Через три года, ему 19 лет, он занял должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра и за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 24 года Сальери – уже автор многих опер стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене.»

5) «Музыкальный фаворит Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены».

(Голос учительницы возвращает нас из Прошлого в Настоящее.)

- Спасибо всем большое. Видите, мы теперь понимаем, что Сальери был тоже достаточно талантлив. А сейчас я прошу вас высказать свое мнение об их противостоянии и рассказать о своих работах.

(Режиссеры и актеры: создатели и участники спектаклей и кинофильмов о Моцарте и Сальери коротко высказывают свое мнение и рассказывают о своих работах.)

Один молодой человек, который до этого молчал, сказал громко:

- Я, конечно, еще студент, но, мне кажется, наша постановка спектакля «Моцарт и Сальери» самая правильная.

Все замолчали и удивленно посмотрели на него. Он продолжил:

- Объясню почему: Антонио Сальери старше Моцарта всего на 6 лет, а везде его изображают намного старше, например, в спектакле "Амадей" МХАТа им. А.П. Чехова. А мы играем соперничество двух молодых людей. Это много значит, и от этого все меняется, понимаете. Конфликт между пожилым и молодым музыкантом – это одно, а между двумя молодыми – это другое. Тем более Сальери имел положение при дворе. Скажите, если сейчас, в наше время, также трудно найти работу, то неужели кто-нибудь, пристроившись в теплом месте, будет помогать другому, тем более, если тот намного гениальнее и талантливее!..

Учительница согласилась с ним:

- Вы абсолютно правы, молодой человек. Для примера, давайте, сравним жизнь Моцарта и Сальери в период 1770-1773годов. Моцарту – 14-17 лет, Сальери – 20-23. (6), стр. 88): «Уже первая опера композитора Сальери, «Образованные женщины», 1770 год, создала ему имя в Вене. Поставленная в следующем году в Вене его четвертая опера, «Армида», шла затем в Копенгагене и Петербурге, в Гамбурге и Майнце, в Брауншвейге, Винтертуре и Берлине. Всего полгода спустя, появилась опера Сальери «Венецианская ярмарка», имевшая повсеместный успех.

Моцарт сочинил в 1773 году вариации для клавира на мотив из этой оперы, Гайдн ввел ту же тему в менуэт дивертисмента.»

Жизнь Моцарта в это время: (6), стр.102-103): «Отец решил везти Вольфганга в Италию.

Он был уверен, что, покорив своим необыкновенным талантом итальянцев, его сын завоюет себе достойное место в жизни. Моцарты, на этот раз вдвоем, отправились в Италию, на родину оперы.

За три года, 1770 - 1773, отец с сыном посетили крупнейшие города этой страны – Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию.

Второй раз в своей жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний музыкант, переживал триумф. Его концерты проходили с потрясающим успехом. Поражали сложность и разнообразие этих выступлений. Вновь он выступал как клавесинист-виртуоз (особенно изумляла всех необычайная подвижность его левой руки) и аккомпаниатор, как скрипач и органист».

Тему о жизни Сальери продолжил пожилой режиссер:

- Да, за всю свою жизнь я ни разу не видел ни одной постановки по произведениям Сальери, хотя известно, что (6), стр. 88): «Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему европейски известному соотечественнику.

Среди них – венецианский театр «Сан-Мойзе», римский театр «Балле». Три театра начали свою деятельность постановкой опер Сальери: знаменитый миланский театр «Ла Скала» («Узнанная Европа»), миланский театр «Каноббиана» («Венецианская ярмарка» и «Талисман» - последняя опера в соавторстве с другим композитором) и театр «Нуово» в Триесте («Ганнибал в Капуе»).

Для Мюнхена Сальери написал оперу «Семирамида».

«Школа ревнивых» после венецианской премьеры ставилась в Болонье, Флоренции, Турине, Франкфурте-на-Майне, Вене, Праге, Лондоне, Кракове, Мадриде, Париже, Лиссабоне в оригинале, а кроме того, во многих городах Европы в переводе на польский, немецкий, испанский и русский языки».

Дальше продолжил актер из Нижнего Тагила:

- А у нас, (6), стр.88): «Любопытно, что среди нотных рукописей, сохранившихся в старинных фондах библиотеки далекого Нижнего Тагила, из трех оперных партитур две принадлежали перу Сальери.

Это «Венецианская ярмарка» и «Школа ревнивых». Обе оперы были популярны в Петербурге и Москве».

Учительница удивилась такому факту:

- Спасибо за интересное дополнение, лично я этого не знала. Теперь давайте поговорим о взаимоотношениях Сальери с Глюком. (6), стр.88): «В 1788 году, ему 28 лет, Сальери уехал в Италию, а затем в Париж, где сблизился с Глюком. В период острой идеологической борьбы между передовыми деятелями искусства эпохи Просвещения и сторонниками рутинной итальянской оперы Сальери уверенно стал на сторону новатора Глюка».

Учительница взяла письмо. – «Ученик Сальери Ансельм Хюттенбреннер писал: «Божеством нашего маэстро был его учитель Глюк. Он считал, что Глюк выше всех своих предшественников и последователей». Об оратории Сальери «Иисус в чистилище», исполненной на юбилейном торжестве по случаю пятидесятилетия деятельности композитора в Вене, Шуберт отозвался так: «Оратория написана чисто по-глюковски».

(Дальше участники передачи снова стали каждый дополнять тему.)

Из (6), стр. 89-90.

1) «Историки музыки признают, что взгляды Сальери на драматическое пение и музыкальную декламацию «отражали идеи предреволюционного просветительства и особенно идеи французских энциклопедистов, впервые воплощенные на оперной сцене Глюком».

(Когда молодая актриса рассказывает историю: через ноты оперы «Данаиды» мы переносимся из Настоящего в Прошлое

и видим эти события.)

2) Молодая актриса: - А я вас научу как надо пролезать обманными путями к известности, все-таки Сальери был не чист душой: «Именно Глюк рекомендовал Сальери дирекции парижской Оперы и был крестным отцом его «Данаид», упрочивших европейскую славу композитора. Желая поддержать своего приверженца, Глюк выдал это произведение за их совместный труд: он заявил, что первые два акта написаны им самим, а сочинение третьего акта он доверил близкому ему музыканту. И лишь двадцать дней спустя после премьеры, когда шесть спектаклей вполне упрочили успех оперы, в печати было опубликовано письмо Глюка, объявившего, что «Данаиды» сочинены Сальери самостоятельно. Вряд ли творец «Орфея» рискнул бы поставить на карту свое художественное реноме, если бы не признал оперу Сальери достойной имени Глюка и хотя бы в какой-то мере сомневался в успехе.

Недаром великий оперный реформатор сказал о своем последователе, что «только тот иностранец перенял его стиль, которого не хотел изучить ни один немец».

(Голос учительницы переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

3) Учительница: - А представляете, что этот человек тоже творил во время важных исторических событий, как Станиславский во времена нашей Великой Октябрьской революции: «За два года до Великой французской революции в Париже была поставлена опера Сальери «Тарар» на либретто Бомарше.

Французский драматург, знавший толк в музыке, писал в посвящении своего произведения (текста оперы) композитору, что он считает за честь называть себя его либреттистом, его другом: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт. Ваш слуга и Ваш друг». Вот, посмотрите на портрет Бомарше.

(Через лист обращения к «абонентам Оперы» мы переносимся из Настоящего в Прошлое, видим как Бомарше его пишет и читает вслух.)

4) Режиссер средних лет держит партитуру оперы и читает в ней: «В обращении к «абонентам Оперы» драматург особо подчеркнул достоинства музыки Сальери: «Но что еще менее является моим – это прекрасная музыка моего друга Сальери. Этот большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость. Он имел мужество отказаться ради меня от множества музыкальных красот, которыми блистала его опера, единственно потому, что они удлиняли сцену и замедляли действие; но за эту жертву его вознаградят мужественный и энергичный стиль, и стремительность и гордость всего произведения».

(Голос учительницы переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

5) Учительница: Посмотрите на портреты композиторов: «Шуберт также высоко ценил произведения Сальери, в особенности оперы «Аксур» (венский вариант «Тарара») и «Данаиды».

Хилер сказал Россини в 1855 году: «Его опера «Аксур» принадлежит к моим самым ранним итальянским воспоминаниям». Россини живо откликнулся на это замечание: «Она содержит великолепные места…»

6) Молодой актер подошел к роялю, стал играть «Марсельезу» и рассказывать: «Сальери был последователем, но не эпигоном Глюка.

Исследователи отмечают, что в «Тараре», идущем от «истинно глюковского драматизма», обнаруживается «наклонность к усилению реалистичности», намечается переход от Глюка «к операм революционной эпохи предвещаются интонации «Марсельезы». Любопытно, что в одну из своих поздних опер – «Пальмира, царица персидская» (1795 год, Сальери 45лет), написанную, когда еще не отзвучали громы французской революции, Сальери, действительно, впервые в истории музыки, ввел мелодию «Марсельезы». – Молодой актер закончил играть и сел на свое место.

7) Учительница улыбнулась: - Спасибо за творчески оформленное дополнение. Но «Из сказанного отнюдь не вытекает, что автор «Тарара» превзошел своего учителя Глюка. Многие сочинения итальянского композитора как в жанре оперы-сериа (серьезной оперы), так и в жанре оперы-буффа (комической оперы) были среднего уровня и не избежали штампов. Но и в его рядовых операх современники находили немало привлекательного, свежего, талантливого. Музыку Сальери ценили не только меломаны, но и знатоки. Недаром тот же Россини, сказав, что «Аксур» содержит великолепные места, тут же добавил: «как и все его оперы». И не случайна европейская слава Сальери.»

8) Пожилая женщина, режиссер, встала и, обходя портреты композиторов и указывая на те, где изображен тот о ком она говорит, стала рассказывать: «Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Двадцатитрехлетний Бетховен начал совершенствоваться у Сальери в вокальной композиции в 1793 году, Сальери 43 года, вскоре после смерти Моцарта. Занятия происходили эпизодически на протяжении не менее десяти лет. Под наблюдением Сальери вырос как композитор Франц Шуберт. Он щедро вознаградил своего учителя, посвятив ему «Десять вариаций для фортепиано», цикл песен на слова Гёте и три струнных квартета. В честь Сальери юный Шуберт написал восторженную кантату.

Отец Ференца Листа с радостью принял предложение престарелого маэстро обучить одаренного мальчика гармонии, чтению партитур и сольфеджио». – Женщина села на свое место.

9) Учительница взяла листок: Спасибо большое за такую «экскурсию» по портретной галерее. Да, Вы правы, о его таланте педагога говорит хотя бы вот этот список его учеников – талантливых композиторов: «У Сальери учились Иоганн Непомук Гуммель, Франц Ксавер Зюсмайр, Ансельм Хюттенбреннер, Игнац Мошелес, Иозеф Вайгль, Карл Готлиб Райсигер, Петер Винтер, Иозеф Штунц, Игнац Асмайр, Бенедикт Рандхартингер. Всего около шестидесяти учеников-композиторов, другие композиторы. Уроки пения у него брали Катарина Кавальери, Анна Мильдер-Хаунтман, Анна Краус-Враницки, Катарина Вальбах-Канци, Фортуната Франкетти, Амалия Хенель, Иозеф-Моцатта и многие другие вокалисты».

10) «Ни в одном из блестящих талантов, воспитание которых ему было доверено, он не видел угрозы для своей карьеры. И если он не одобрял в своих учениках отклонений от тех идеалов, которые сам исповедовал, то именно потому, что был убежден, что на пути к этим идеалам учеников ожидают высшие достижения. Еще одна грань дарования Сальери связана с его дирижерской деятельностью. Под руководством композитора было исполнено множество оперных, хоровых и оркестровых сочинений старых мастеров и композиторов-современников. Многие годы Сальери руководил учрежденным его учителем Гасманом Обществом Музыкантов и подчиненным этому обществу пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов. С 1788 года, ему 38 лет, он числился президентом общества, а в 1795 году, ему 45 лет, когда этот пост занял один из высших придворных чиновников, Сальери стал именоваться вице-президентом, хотя фактически оставался художественным руководителем общества.

11) Учительница: С 1813 года, ему 63 года, Сальери возглавлял также хоровое училище венского Общества друзей музыки. Он был первым директором Венской консерватории, основанной эти обществом в 1817 году. Ему 67 лет. Умер композитор в Вене 7 мая 1825 года», не дожив до своего 75-летия 3 месяца и 11 дней.

12) Молодой актер открыл свою тетрадку: Вот когда я готовился к роли Сальери, я хотел понять, что это был за человек и искал высказывания о нем, вот послушайте: «Широко распространено представление о Сальери как о человеке мрачном, рассудочном, чуждом подлинным радостям жизни и мало ценящим жизнь. Современники оставили нам совсем другой портрет этого человека – жизнелюба.

«Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, цитатах, главный, изящный человечек, с огненно сверкающими глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся» – таков этот «в высшей степени приветливый человек» в изображении музыкального летописца Фридриха Рохлица и других людей, встречавшихся с Сальери».

13) Учительница похвалила актера: - Это замечательно, что Вы так основательно готовились к своей роли. Итак, вот мы с вами в основном вспомнили жизнь Сальери и переходим к самому главному: «Имя Сальери связано с легендой об отравлении Моцарта. Однако исторически это факт не находит подтверждения. Итальянский историк музыки Андреа Дела Корте, разбирая вопрос о взаимоотношениях Сальери и Моцарта, высказал следующее мнение: «Свою долю в то, чтобы испортить отношения между музыкантами, могли внести сплетники».

15) (6), стр.110: «Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют».

16) «Несомненно, отношение между обоими композиторами было натянутое, хотя и внешне корректное. Была, во всяком случае, обоюдная настороженность. Это, однако, не помешало Сальери включить в программу двух венских концертов 1791г, «большую симфонию сочинения г. Моцарта».

Сальери лично дирижировал ее исполнением. Он же разрешил Алоизии Ланге вставить в сцены из оперы Паизиелло «Федра», показанные в тех же концертах, дополнительную арию Моцарта. Чему мог завидовать Сальери? Гению Моцарта? Возможно. Впрочем, этого никто не доказал. Положению Моцарта? Но Сальери в этом отношении преуспел гораздо больше. Во всяком случае, Моцарт не стоял на его пути».

Доцент из-за декорации студии показал учительнице на часы. Пока камера снимала других людей, доцент подошел к ней и быстро прошептал:

- Позвонил на радио другу, а им как раз нужна запись темы о Моцарте: «Клавирные концерты». Никто о них не знает. Нам нужно срочно прийти.

Он отбежал от нее. Она прервала выступающих:

- Спасибо всем, а сейчас, в заключении нашей встречи, подведем итоги – помнят ли Сальери и его творчество в наши времена: «В середине ХХ века интерес к оперному творчеству композитора начал возрождаться. На различных оперных сценах Европы и США шли некоторые из его опер. В марте 1955 года Веронский театр поставил его оперу «Пещера Трофонио». В 1961 году Музыкальную неделю в Сиене украсила шекспировская опера Сальери «Фальстаф». Ею заинтересовались и другие театры. Опера была поставлена также в Вероне (1975 год) и Триесте (1977 год).

В январе 1967 года на сцене Познаньской оперы вновь появился сальериевский «Аксур, царь Ормуза», и эта постановка приветствовалась польской печатью. Музыкальная комедия Сальери «Сначала музыка, а потом слова» была поставлена начиная с 1973 года в Дубровнике (Югославия), в Линце (Австрия), в Сполето (Италия), в Трире (ФРГ) и в Варшаве».

Она закончила говорить, встала и вышла из студии. В коридоре ее уже ждал доцент. Они сели в лифт и поехали через несколько этажей. Он дал ей бумажный, с дыркой в крышке, стакан с кофе и маленькую шоколадку.

- Вот, перекусите и взбодритесь.

Она хотела что-нибудь возразить, но он перебил ее:

- Помолчите, пожалуйста, пусть рот отдохнет! …Вы сегодня столько разговаривали!

И после того, как она у него забрала еду в две руки, он из внутреннего нагрудного кармана пиджака достал фляжку, открыл ее и поднес к ее рту:

- Откройте рот! Откройте, я сказал!! Вы что фразу не знаете: «чтобы сердцу дать толчок – надо выпить коньячок!» На радио ваши зрители ничего не почувствуют! Чисто в медицинских целях – чтобы голосовые связки расслабились! – она сильно зажмурилась и открыла рот, он влил коньяк… Она набрала полный рот и широко раскрыла глаза, убирая губы от фляжки. Он засмеялся:

- Так, умеете пить коньяк? Подержите его во рту, почувствовали вкус? Больше не можете жжение терпеть? Теперь глотайте! - она сделала глоток.

Лифт приехал на нужный этаж. Они вышли из него и, идя по коридору, она быстро ела шоколадку и запивала ее кофе. У радио-студии он забрал у нее стакан и обертку от шоколадки и пожелал:

- Желаю удачи! Вы справитесь! Вперед!

Она улыбнулась:

- Теперь Вы будете еще и кормить меня? Спасибо, силы вновь вернулись. Буду привыкать носить с собой еще и еду.

Он обрадовался:

- Когда меня нет рядом – привыкайте. А так, я еще буду следить и за Вашим отдыхом: сейчас в машине поспите, пока обратно ехать будем.

Она молча покачала головой, слов у нее уже не хватало, и вошла в студию.

Ей показали место у микрофона, она надела наушники и начала:

- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Сегодня мы поговорим с Вами о творчестве Вольфганга Амадея Моцарта. В частности, о его клавирных концертах и периоде жизни последнего десятилетия.

(Текст идет «за кадрами» на фоне музыки Моцарта: мы видим как разные люди слушают по радио эту передачу:

пожилой мужчина в деревне на даче;

молодая девушка дома перестала играть на скрипке и стала записывать информацию из передачи; женщина сидит в кресле;

молодой человек, закончив играть в оркестре, едет в машине, с музыкальным инструментом на заднем сиденье;

слушают ее ученики из музыкальной школы, из училища и другие.

Эти кадры чередуются с ней, сидящей в студии.)

- Итак, (4), стр. 136-138; (5), стр. 247-253, 256-261): «Обилие клавирных произведений в 1782-1886 годах, Моцарту 26-30 лет, прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета.

Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…

Казалось, что в эти годы к Моцарту вновь возвратилась слава былых его лет: описывая отцу распорядок своей жизни, он прислал ему расписание концертов на несколько недель; оно дает представление о неимоверной, вряд ли для кого-нибудь, кроме Моцарта, возможной нагрузке.

Он играл почти ежедневно, иногда выступая по два раза в день; открытые концерты и собственный «академии» - торжественные собрания, на которых исполнялись разнообразные сочинения автора, выступления в аристократических домах, публичные соревнования с выдающимися виртуозами – все это беспрерывно следовало одно за другим, и на каждом из своих выступлений он играл новые вещи, поражая слушателей неистощимой силой вдохновения.

Блестящие данные импровизатора он проявлял и в другом излюбленном своем эстрадном жанре – клавесинных концертах. Это все еще была наиболее популярная форма общения композитора с аудиторией… Он еще в раннем возрасте отказывался играть, если замечал, что слушатели невнимательны.

Теперь в пору расцвета, энтузиазм публики и ее живая реакция по-прежнему являлись для него высшей наградой; ни в какое сравнение не шел с этим материальный успех концерта.

«Что меня больше всего обрадовало и удивило - это небывалая тишина и внезапно раздавшиеся «браво», - писал он отцу в апреле 1781 года, в 25 лет.

Первые три венских концерта (а их за четыре года было создано пятнадцать) возникли, видимо, во второй половине 1782 года…, Моцарту 26 лет.

Каждый из них представлял собой законченную картину, поражавшую тонкостью и разнообразием красок. Моцарт находил множество индивидуальных оттенков даже в родственных друг к другу образах: одним концертам он придавал торжественное достоинство и величавость, другим праздничный блеск или мужественную веселость.

На первый план здесь выступала специфика чисто клавирного звучания – цепи трелей, мордентов, расцвечивавших мелодию, и гирлянды разложенных аккордов придавали партии солиста нарядность и живописность.

При этом каждое украшение было психологически выразительно, и за прозрачным кружевом пассажей чаще всего проступала певучая мелодия.

Большой шаг вперед был сделан в трактовке оркестра. Традиционное его выступление выросло в развернутую симфоническую экспозицию с контрастными темами…

Дальше, правда, активная роль переходила к солисту…

Однако с первых же звуков клавира соотношение обеих партий представало как оживленный, а подчас и драматический диалог: солист выступал обычно с широкой, импровизационного характера темой, как бы по своему освещая мысли, изложенные оркестром.

…Последние его концерты, в особенности оба минорных, появившиеся в конце данного периода, представляли собой явление качественно новое, казались на венской эстраде чем-то чужеродным. Но драматическое начало, лежавшее в основе концертного жанра, именно в них получило наиболее совершенное воплощение.

И тот и другой концерты имеют свой характерный облик, свой круг образов и метод развития мысли, но одно в них является общим: психологический контраст, определяющий взаимоотношения партий солиста и оркестра. Этот контраст и проложил путь к дальнейшим завоеваниям в области концертной музыки.

Не случайно ре-минорный концерт был единственным «чужим» концертом, с которым выступал перед публикой Бетховен: идейная его направленность и средства выразительности, несомненно, предвосхитили существенные стороны бетховенского революционного мышления.

Прежнее «собеседование» оркестра и солиста превратилось здесь в подлинно драматическое их столкновение. Суровая экспозиция оркестра, с ее то глухо ропчущими, то гневными фразами, создает впечатление надвигающейся угрозы.

Солист же выступает с необычайно искренней, человеческой темой; это – тот тип гибкой, взволнованной, почти речевой в своей выразительности мелодии, которая так характерна для лирических арий Моцарта со времен «Похищения из сераля».

Так с первых страниц концерта вырисовывается конфликт, столь знакомый аудитории XVIII века по оперным сюжетам: началу властному, требовательному, массовому противостоит начало личное, то протестующее, то убеждающее, то доверчиво и радостно раскрывающее себя перед слушателем.

В этом, казалось бы, неравном поединке партия клавира вовсе не подавляется оркестром: защищаясь и отстаивая себя, она постепенно крепнет, ширится, и лирические ее интонации сменяются активными, мужественными.

Еще явственнее выступает принцип конфликтного противопоставления оркестра и солиста в до-минорном концерте, написанном в 1786 году, Моцарту 30 лет.

Редактор программы принесла учительнице фотографию с афишей. Учительница посмотрела на нее и сказала радиослушателям:

- А теперь постарайтесь представить себе, что Вы в городе Вене в 1785 году, видите афишу, приглашающую на концерт Моцарта.

(Она сама вглядывается в афишу, перенося нас из Настоящего в Прошлое, и мы уже видим эту афишу там. Люди читают ее, заходят на концерт и слушают музыку.)

(Фото: «Афиша концерта В.А.Моцарта в Вене в 1785г.»

(5), стр. 129, Моцарту 29 лет. )

- Слышите? (4), стр. 136-138; (5), стр. 247-253, 256-261): «Моцарт открыто переходит здесь к воплощению героики: воинственная экспозиция оркестра полна необычной даже для зрелого моцартовского стиля наступательной энергии; энергия эта возрастает по мере развития партии, и выступление солиста предваряется победным и грозным звучанием всей массы оркестра.

После этого победоносного высказывания тема солиста поражает своей непосредственностью; одноголосная, свободного речевого склада мелодия звучит с какой-то трогательной и грустной решимостью.

Вначале эта хрупкая тема кажется незащищенной, но скрытая энергия ее обнаруживается по мере развития: во всех дальнейших фигурациях, в стремительно несущихся гаммах солист как бы набирает силу. Героический подъем, свойственный начальной оркестровой теме, предается партии клавира, и в разработке, где Моцарт дает виртуозности полный простор, в ней звучит та же твердая уверенность в своих силах, тот же призыв к борьбе, что и в начальной теме оркестра…

После лучезарной средней части образ этот вновь возвращается в финале: заключительная часть концерта дана в форме вариаций; песенная ее тема изложена просто и мужественно, в маршевом ритме, подобно некоторым темам бетховенских финалов…

Таким образом, не в одной только первой части, но во всем строении концерта господствуют действенность чувства, воля и стремление к драматической свободе мышления».

(4), стр.138; (5), стр.261-264): «Черты эти, в еще более сгущенном виде, свойственны также замечательному камерному циклу Моцарта: фантазии и сонате до минор, созданным в ту же пору (в 1784-1785 годах, Моцарту 28-29 лет).

Фантазия была написана позднее сонаты, присоединена к ней самим композитором.

Посылая оба произведения своему другу и ученице баронессе Траттнер, Моцарт глухо намекнул на то, что создавал их в момент большого внутреннего напряжения.

…Драматическое зерно фантазии, заложенное в прелюдирующей вступительной части (это – глубокое сосредоточенное размышление, родственное тому, которое Бетховен воплотил в первой медленной части своей сонаты-фантазии), продолжает целую вереницу образов, возникающих в смелой, но естественной последовательности: трогательные лирические эпизоды, привлекающие свежестью и непосредственностью бытовой интонации, и вдохновенная поэзия центрального эпизода, звучащего как благоговейный гимн.

Они противостоят виртуозным импровизациям, новизна которых заключена в конкретно-образной, почти программной выразительности; такой могла бы быть в опере сцена грозы…

То же гордое утверждение силы человека воплощено и в следующей за ней сонате, с первых тактов которой рождается образ, характерный для этого «героического» этапа в развитии моцартовского клавирного искусства: образ воли, действия, душевной активности. Его драматичность подчеркивается контрастным строением главной партии, где стремительному натиску басов противостоит молящая интонация верхних голосов. Во всем дальнейшем развитии сонаты Моцарт сохраняет те же четкие мелодические контуры, ту же внутреннюю энергию образа и отдельные части ее представляют собой лишь различные этапы развития единой драматической идеи. Такая концентрация содержания требовала известной психологической подготовки; возможно, что композитор именно в силу этого соображения объединил фантазию и сонату в единый цикл (подобно фантазиям и фугам или токкатам и фугам Иоганна Себастьяна Баха)».

(Голос редактора программы вернул учительницу и нас


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: