С картины Иог. Мих. Заттлера (около 1825г.)

из (5), стр.112 »

(Фото «оживает» перенося нас из Настоящего в Прошлое:

третий человек слева, стоящий напротив двух мужчин –

при приближении оказывается Моцартом,

который стоит и смотрит на деньги в своей руке.)

- (4), стр147, (4б), стр.228-233): «Получив свое ничтожное жалованье… Моцарт грустно сострил:

- Слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что я мог бы сделать».

Учительница произнесла эту фразу еще раз,

только очень тихо, как бы для себя.

Это вернуло всех из Прошлого в Настоящее.)

- Простите, Вы что-то сказали? Мы не расслышали? – спросила одна девушка.

- Ой, извините, мне просто показалось, что за 250 лет люди не изменились. Вот мир вокруг изменился, а люди нет. Я была точно в такой же ситуации. На примере биографии Моцарта вы можете понять, как бывает трудно на пути к признанию, славе, деньгам. Будьте готовы ко всему. Удачи!

Но студенты не хотели расходиться и стали просить ее рассказать им о Моцарте дальше. Она снова посмотрела на картину и ответила им:

(Далее, на фоне текста «за кадром», мы снова переносимся

из Настоящего в Прошлое: он продолжает идти по городу,

в поисках денег заходит то в один дом, то в другой;

потом – болеющая жена, похороны детей)

- (4), стр147, (4б), стр.228-233): «Теперь и днем и ночью Моцарта преследовала мысль: где раздобыть денег, чтобы сегодня было чем прокормить себя, жену и сынишку?

Каждое утро начиналось с беготни по городу в поисках человека, у которого можно хотя бы немного призанять, чтобы хоть как-нибудь, хоть на неделю, выкрутиться – отдать старый долг и кое-как перебиться с семьей…

После долгих и безуспешных поисков он, в конце концов, опять прибегал к помощи немногих верных друзей, вроде самоотверженно великодушного Михаэля Пухберга – простого венского купца, - и тот выручал – в который раз!..

Но дома – новая беда: опять заболела Констанца… Поправилась жена – нагрянуло новое горе: заболел ребенок, немного прохворал и умер. За последнее время еще двух детей пришлось свезти на кладбище».

(Голос студента переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

- У меня есть фотография портрета взрослого Амадея.

(Фото: портрет «В.А. Моцарт»,

где он в зрелом возрасте сидит на стуле, со спинки которого свисает покрывало, и играет на клавесине, из книги (2), титульный лист, слева)

На ней из книги Кремнева, написано письмо его другу Михаэлю Пухбергу.

Помните его предысторию: (4), стр147, (4б) Кремнев Б. «В.А.Моцарт», изд. «Москва», 1958г., стр.228-233): «Для Моцарта все яснее становилось, что в Вене из нужды не выкарабкаться. И он предпринимает новую отчаянную попытку побороть нищету. …Весной 1789 года, (в 33 года), отправляется в концертную поездку.

Дрезден, Лейпциг, Берлин – места новые, а все идет по-старому: множество выступлений – в частных домах и во дворцах; огромный успех и маленький гонорар; похвал – тысячи, а заработок – гроши.

В общем, поездка принесла 100 золотых. Их уплатил ему за квартет прусский король Фридрих Вильгельм I I.

С этими жалкими крохами он вернулся в Вену. А здесь опять нужда, заботы о куске хлеба, болезни жены, настойчивые и неумолимые кредиторы.

И снова Моцарт мечется в поисках денег, снова, как утопающий за соломинку, хватается за Михаэля Пухберга.

Письмо к нему написанное 12 июля 1789 года, преисполнено глубокого трагизма; это одно из самых горестных и смятенных писем Моцарта».

(Когда фото «оживает» перенося нас из Настоящего в Прошлое:

он перестает играть,

закрывает лицо руками и начинает горько плакать,

потом берет перо из чернильницы и пишет это письмо.

Студент переворачивает фотографию и читает.)

«Боже, я в таком положении, какого не пожелал бы и злейшим своим врагам. И если вы – лучший друг и брат – меня бросите, я, несчастный, безвинно пропаду вместе со своей бедной больной женой и ребенком.

Уже в последний раз, когда я был у вас, мне хотелось открыть свое сердце, но не хватило решимости! И хватит ли ее? Лишь содрогаясь, осмеливаюсь сделать это письменно.

Не осмелился бы и письменно, если б не был уверен в том, что вы меня знаете, что вам знакомы мои обстоятельства, что вы абсолютно убеждены в том, что я безвинно, по несчастию попал в такое в высшей мере трагическое положение.

О боже! Вместо благодарности я докучаю новыми просьбами! Вместо расчета – новыми желаниями».

(Теперь уже всхлипывания нескольких девушек и сопение юношей, сдерживающих слезы, или тихо смахивающих их с лица,вернули всех

из Прошлого в Настоящее .)

Учительница не знала что делать, она готова была сама расплакаться, глядя на этих студентов, казалось бы, чужих ей людях, но сейчас они все были как родные, переживающие за близкого всем человека.

Она спросила:

- Вы плачете о Моцарте или о себе?

Студент спрятал фотографию обратно и ответил:

- Нам просто надо выплеснуть свои эмоции, мы впервые, вот так, при всех, говорим о своем, самом сокровенном. Спасибо Вам, у нас еще не было такого чуткого и внимательного к студентам преподавателя!

- Это я должна вас благодарить за такое хорошее знание жизни Моцарта. И, знаете, я уверена, что он был таким бедным только из-за окружающих его завистников и обстоятельств. Там же, у Кремнева, помните, что предшествовало этому письму? (4), стр.147-148; (4б), стр. 228-233): «Нищета намертво вцепилась в его горло … Не помог и неожиданный заказ на оперу, раздобытый вездесущим да Понте.

«Все они таковы» - типичная опера-буфф … Музыка оперы полна движения, блеска, необычайно динамична и ажурна. В этом произведении… царствует мелодия – гибкая, выразительная, пленительная в своей свежести и красоте. Партитура изобилует чудесными, виртуозно разработанными ансамблями, великолепными ариями, дающими певцам широчайшие возможности выявить все богатства голосов, продемонстрировать высокую вокальную технику.

26 января 1790 года, накануне 34-летия Моцарта, состоялась премьера оперы. Но Моцарту, как всегда, не повезло. Через месяц умер Иосиф II и «Все они таковы» после нескольких спектаклей исчезла из репертуара…

Непрестанные невзгоды заметно изменили Моцарта. Он осунулся, постарел. В свои тридцать четыре года выглядел пожилым человеком, усталым и замученным…

Но и в этот, один из самых тяжелых, периодов своей и без того трудной жизни Моцарт продолжал создавать величайшие творения».

Я думаю, что нет портрета Моцарта в таком виде. Но это, наверное, и хорошо – давайте запомним его полным сил и творческого вдохновения! А сейчас, извините, мне нужно спешить.

Учительница первая вышла из аудитории. Она не хотела, чтобы кто-нибудь видел охватившие ее чувства… Да, таких душераздирающих экзаменов она точно никогда не принимала.

Она пошла в медпункт и попросила у медсестры таблетку «Валидола». Выйдя из медпункта, с таблеткой под языком, она направилась по коридору к выходу из здания.

Навстречу ей быстрым шагом шел доцент, не доходя до нее, он уже начал говорить:

- Ну, куда Вы потерялись? Что Вы со всеми сделали? Все выходят с экзамена в каком-то трансе?.. – тут он дошел до нее. – Вам сейчас нужно ехать…

Она безучастно, картавя слова из-за мешающей таблетки под языком, ему ответила:

- Извините, но я сейчас не могу никуда ехать…

Он удивился, и постепенно начал что-то понимать:

- У Вас «Валидол»? …Это же просто экзамен! …Нельзя же воспринимать все так близко к сердцу. А как Вы будете рассказывать свою диссертацию о «Реквиеме»? С бригадой реанимации? – в коридоре никого не было и он хотел обнять ее…

Но она отстранилась:

- Не надо меня жалеть, это минутная слабость, - и молча пошла на выход, он тоже молча пошел вслед за ней.

Дойдя до ее машины, они остановились. Она, уже немного успокоившись, спросила у него:

- О какой работе Вы хотели мне сообщить?

Он с радостью, что она справилась с собой, стал рассказывать:

- Для Общества слепых оркестр в их тон-студии записывает «Три последние симфонии» Моцарта. Там нужен комментарий к музыке, это курс аудио-лекций для слепых людей.

Она едва заметно улыбнулась:

- И где Вы только их всех находите? Я просто всегда в ожидании: какая же необычная работа меня еще ожидает!

Он подал ей листок и деньги:

- Зато, какое разнообразие жизни! Вот здесь адрес, а это вам на обед, там около их дома есть кафе – у Вас будет время поесть.

Она снова вернулась в свое обычное состояние возмущенности его поступками:

- Вы же завалили меня работой! И я сама могу заработать себе на еду! А у Вас дети…

Он погрустнел и глубоко вздохнул:

- Ну, вот, Вы уже и пришли в себя!.. Как же с Вами трудно! Не пытайтесь контролировать каждую секунду своей жизни – расслабьтесь, хоть на минуточку! Мои дети обеспечены! И теперь я хочу помочь Вам! Неужели мы из-за каждого моего действия будем по полчаса ругаться?..

Он так громко говорил, что на них стали обращать внимание проходящие мимо студенты. Она, взяла у него листок и деньги и прошипела:

- «Укрощение строптивой» насмотрелись что ли? – села в машину и уехала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: