Создание теории условных рефлексов позволило сделать очень большой шаг в объяснении физиологических механизмов лежащих в основе организации поведения, и, прежде всего, механизма и условий формирования приобретенного поведения, а значит и обучения, что позволяло формировать целенаправленное поведение с заранее предсказуемым результатом. Однако полностью объяснить многообразие форм поведения и закономерности его проявления, особенно у высших организмов, эта теория не позволяла. Ведь у находящихся в одинаковых условиях людей должны формироваться абсолютно одинаковые условные рефлексы, а значит и одинаковое поведение. Однако, такая картина наблюдается только у очень простых организмов. Эволюционное усложнение приводит к тому, что, несмотря на общие механизмы организации нервной системы, поведение может носить не только видовой или групповой, но и достаточно индивидуальный характер.
Изучение индивидуальности имеет большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую рассматривали бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело лишь с разными формами их проявления. Постепенное накопление фактов, изучение и классификация причин разбросов измерений, связываемых с влиянием индивидуальных различий, привело к тому, что выделились направления дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Из этого следует, что основной приоритет в изучении индивидуальных особенностей поведения принадлежит, конечно, психологии, но нас, прежде всего, будут интересовать возможные физиологические механизмы индивидуальных различий.
|
|
Закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности известно как темперамент. Это качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.
Рассматривая темперамент как биологически обусловленную подструктуру личности, можно определить его место в структуре личности и роль в формировании поведения – темперамент это второй уровень структуры личности (первый - тип ВНД), отражающий способ реагирования индивидуума на влияния окружающей среды (без учета взаимодействия с другими людьми). В рамках межличностного взаимодействия, т.е. с учетом взаимодействия с другими людьми, формируется третий уровень – характер, в рамках отношений производства и потребления – личность.
|
|
Рассмотрим эти уровни по очереди
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру. Поэтому, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые
· регулируют динамику психической деятельности в целом;
· характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
· имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
· находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
· однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.