Тема Рекреационная деятельность как социально-экономическое явление, как элемент образа жизни

Сущность, структура и классификация рекреационной деятельности. Рекреационная деятельность как психоэмоциальное явление. Рекреационная деятельность, как основа, системно-образующий фактор в территориальных рекреационных системах (ТРС). Соотношение режимов труда и режимов отдыха. Характеристика основных групп общественных функций рекреационной деятельности. Тенденции в эволюции рекреационной деятельности. (СРС) Технологические функции рекреационной деятельности. Системы и циклы рекреационных занятий. Структура суточных, отпускных и жизненных циклов. Рекреационное обслуживание как отрасль сферы нематериального производства. Понятие о рекреационной системе и территориальных рекреационных системах как соотношение понятий: отрасль и предприятие. Рекреационная отрасль и индустрия туризма. Специфические особенности рекреационной отрасли.

Итак, мы определили рекреационные потребности как индивидуальные, групповые и общественные требования к условиям восстановления трудоспособности человека при данном уровне развития производственных сил и характере производственных отношений. Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности, под которой понимается деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие физических, психологических и духовных сил человека.

Структура деятельности человека в свободное время не менее сложна, чем в рабочее. Скорее, даже более сложна, т.к. в рабочее время у человека нет большой свободы выбора деятельности, а в свободное время он имеет большую свободу подсознательного или сознательного выбора способа восстановления сил.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми «рекреационными занятиями». Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности, можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, прогулки пешком, сбор грибов и ягод, осмотр памятников и музеев и т.п.) в отличие от удовлетворения повседневных физиологических потребностей (сон, питание).

Типология рекреационных занятий выделяет 2 группы, объединяющие 4 основных типа занятий:

1. Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия, б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия, б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения, грязелечения и т.п. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, солнечные и воздушные ванны, игры, пассивный отдых, сбор грибов и т.п.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины и т.п. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. Сюда входят осмотр памятников культуры, ознакомление с природными явлениями и т.п.

Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются.

В последнее время больше говорят о 3 основных формах рекреационной деятельности: лечебной, оздоровительно-спортивной и познавательной. Несмотря на то, что рекреационно-оздоровительные и рекреационно-спортивные занятия входят в разные группы рекреационных занятий, они, тем не менее, очень близки по своей функциональной направленности. Поскольку и те, и другие в основном способствуют физическому оздоровлению и развитию человека.

Необходимо отметить 2 основные тенденции в эволюции рекреационной деятельности, отражающие изменения в структуре рекреационных потребностей. Первая тенденция проявляется в возрастании относительного значения рекреационных оздоровительно-спортивных и познавательных занятий и в относительном снижении лечебных занятий. Особенно заметна тенденция популярности видов рекреации, связанных с использованием естественных (не преобразованных или слабо преобразованных) ландшафтов. Второй тенденцией является возникновение новых, вернее, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.

В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия, характер организации, правовой статус, продолжительность путешествия и пребывания в определенном месте рекреанта, его возраст, активность занятий и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: