Структура доходов. Распределение доходов в обществе, проблема неравенства

Государство с помощью налоговой системы изымает часть вознаграждений производителей в госбюджет, а затем перераспределяет эти ресурсы через статьи государственных расходов или расходов на социальные нужды.

Индивидуальное распределение означает определение доходов отдельных лиц, семей, домашних хозяйств и т.п., а также факторов, определяющих их уровень.

На микроэкономическом элементы, образующие доход отдельного человека (различного рода вознаграждения за свой вклад в производство, т.е. заработная плата, проценты за ссуженный капитал, дивиденды, выплачиваемые за акции компаний, промышленные, торговые и сельскохозяйственные прибыли, а также полученные доходы, не связанные с вкладом в производство (пенсии, пособия по безработице, помощь семьи, наследство и др.)). Величина вознаграждения зависит от объема производимых услуг, нормы их оплаты; обстоятельств, регулирующих распределение различных источников производительных услуг среди членов общества (например, частной собственности на средства производства); обстоятельств, влияющих на политику перераспределения доходов. На макроуровне индивидуальное распределение означает распределение национального дохода среди отдельных лиц, которое раскрывает источники личных доходов и их сравнительные величины. Основным совокупным показателем здесь выступает доход частных лиц или семейных хозяйств. Валовой доход семейных хозяйств включает: чистую заработную плату; пособия и другие выплаты по социальному обеспечению; проценты, дивиденды и арендную плату, помощь на обустройство (строительство жилья); компенсацию за ущерб, нанесенный войной; текущее страховое возмещение убытков; переводы заработной платы граждан, находящихся на работе за границей; валовой доход индивидуальных предпринимателей; доход, полученный от личного подсобного хозяйства, сдачи в аренду жилья и т.д

Сумму реального дохода частных лиц определяют, вычитая из номинального дохода расходы на выплату прямых налогов и социальных взносов. Наличный доход частных лиц состоит из расходов на потребление и сбережений.

При изучении индивидуального распределения мы сталкиваемся с социальной проблемой неравенства личных доходов людей. Оно определяется неравенством распределения частной собственности на факторы производства и правовыми нормами, определяющими ее передачу: например, по наследству доходы отдельных людей могут быть представлены как доходы заработанные (в зависимости от личных условий и труда) и «незаработанные».

Для измерения неравенства в распределении доходов в экономической теории используется кривая Лоренца, как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

Чрезмерное вмешательство г осударства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.

Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: