Сущность, функции и структура рынка. Рынок - форма товарно-денежных отношений

Рынок - это сфера товарного обмена, характеризующаяся оп­ределенной системой экономических отношений между продавца­ми и покупателями. Рынок - представляет собой систему отношений между про­давцами и покупателями по поводу реализации товаров.

Функции рынка. 1) регулирующая – обеспечение непрерывности и эффективности процесса воспроизводства. 2) информационная. Рынок оперативно дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимых издержках производ­ства и общественно необходимом качестве и ассортименте тех то­варов и услуг, которых каждый продает или покупает, о ценах на товары и услуги, о состоянии спроса и предложения, о наличии конкурентов и характере конкуренции, словом рынок формирует полное представление о состоянии рыночной конъюнктуры.3) санационная -с помощью конкуренции он очищает общественное производство от неэффективных хозяйственных единиц, и, на­против, создает выгодные условия для развития более перспектив­ных. 4) стимулирующая. Рынок стимулирует товаро­производителей к высокопроизводительному и качественному тру­ду. 5) функция признания общественной значимости товара, экономического обеспечения материальных стимулов к труду и другие.

Виды рынков: 1. По тер-рии: Базар, биржа, аукцион, ярмарка, региональный рынок, внутренний (национальный) рынок, мировой рынок; 2. По уровню и характеру конкуренции: а) монопольный рынок - один субъект определяет цену, при этом могут быть и другие субъекты, произ­водящие тот же товар, но их доля производства невелика, воздей­ствовать на изменение монопольных цен они не в состоянии; б) олигопольный - действует небольшое коли­чество продавцов, каждый из которых может воздействовать на цену товара; в) рынок монополистической конкуренции, сочетающий в себе черты свободного рынка (большое количество конкурентов) и монополии в области производства с широкой дифференциацией продукта. 3. По уровню пропорциональности Сбалансированный, несбалансированный 4. По отраслевому характеру Межотраслевой, отраслевой, внутриотраслевой 5. По назначению товаров Продовольственный, непродовольственный 6. По соответствию с законодательством Официальный (легальный), нелегальный (теневой) 7. По степени зрелости Развитый рынок, формирующийся рынок 8. По субъектам рынка Рынок продавцов, рынок потребителей

«Рынок продавца» - рынок, на котором продавцы име­ют больше властии где наиболее активными субъектами, прихо­дится быть покупателям. Такое состояние рынка характерно для свободной экономики при монополии производителей. «Рынок покупателей» -рынок, на котором больше вла­сти имеют покупателии где наиболее «активными» субъектами рынка приходится быть продавцам (рынок индустриально развитых госу­дарств, ориентированный на конкретные запросы и предпочтения покупателей).6. Рынки в зависимости от сферы человеческой деятельности (произ­водственной, непроизводственной, финансовой, духовной и от сферы товарно-денежного обращения) Весь внутренний нацио­нальный рынок можно условно разделить на несколько видов

Каждая из сфер человеческой деятельности формирует отдельные элементы национального рынка, представляющие в реальной действительности единое целое. Они между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, например, производственная сфера и сферы нематериальных благ и услуг формируют рынки: средств про­изводства, потребительских товаров и услуг, рабочей силы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: