Менеджмент и эффективность организации производством

Менеджмент (англ. managment — управление) — это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы. Его возникновение связано с развитием корпоративного предприниматель­ства, акционерных обществ, в которых управление имуществом фирмы перехо­дит от собственников к их представителям — менеджерам.

В современном менеджменте выделяют четыре функции: планирование, орга­низацию, мотивацию, контроль.

1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, глав­ных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана — дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.

Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов уверен­ность в надежности своих инвестиций и доверие к руководству компаний. Биз­нес-план разрабатывается на 3-5 лет. Как правило, он содержит следующие раз­делы: • анализ рынка и маркетинговая стратегия; • продуктовая стратегия; • производственная стратегия; • развитие системы управления фирмой и собственности; • финансовая (экономическая) стратегия.

2. Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимо­действия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.

3. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.

4. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых ре­зультатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

Управление фирмой предполагает создание ее структуры.

Структура — это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комп­лекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систе­му управления:

• совет директоров; • президент, вице-президент и др. руководители; • функциональные штабы и службы; • исполнители.

Главным органом является совет директоров. Он определяет общую политику фирмы. Избирается на собрании акционеров в количестве 10-20 человек. Члены совета директоров несут индивидуальную и коллективную ответственность за экономическую, финансовую и правовую деятельность фирмы. В структуре ме­неджмента выделяют 3 составные части:

Производственный менеджмент — это управленческая подсистема, занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в уста­новленные сроки и при минимальных затратах.

Финансовый менеджмент — это подсистема, которая обеспечивает форми­рование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию затрат.

Рыночный менеджмент — маркетинг — это управление коммерческой дея­тельностью фирмы, ориентированной на рынок. Маркетинг (англ. market — ры­нок) отвечает за выбор рынков, методов и времени выхода на рынок, создание нового продукта, продвижение товара на рынок, за политику цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: