Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходи­мым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредствен­ной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товара­ми, как это происходит в командно-распределительной экономике.Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе раз­деления труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за на­циональные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроиз­водством рабочей силы, экологией и т. д. Появляется острая необходимость вмеша­тельства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономи­ческих и политических решений.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государ­ственного регулирования экономического роста? Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыноч­ному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, напри­мер рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциаль­но негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предприни­мательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизиро­ванного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство об­щественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктует­ся и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не сто­ит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические прин­ципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и мик­роэкономических процессов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представля­ет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего ха­рактера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющим­ся условиям хозяйствования. Государственное регулирование экономи­ки — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воз­действия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения рав­новесного роста общей экономической системы. Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, нерав­нозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосу­дарственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов. Субъектами выступают центральные (федеральные), региональные, муни­ципальные или коммунальные органы управления. Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законо­дательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Модели государственного регулирования: 1. Реактивная модель, США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижнос­тью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм со­вместной деятельности государства и частного бизнеса.

2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупре­ждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, коор­динирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: