Принцип компенсации заключается в том, что измеряемую ЭДС (или напряжение) уравновешивают равным и противоположным по знаку падением напряжения, значение которого может быть установлено и определено с высокой точностью. Уравновешивающее падение напряжения снимается с потенциометра (реохорда) и фиксируется положением движка (рис. 9.2).
Движок устанавливают либо вручную, проверяя показания по гальванометру (рис, 9.2, а), либо он устанавливается автоматически посредством электродвигателя Д, управляемого гальванометром (рис. 9.2, б). Последняя схема называется автокомпенсационной, и ее применяют почти во всех приборах, работающих по компенсационному методу.
Подвижная система нулевого гальванометра НГ имеет вместо стрелки контакт, который при появлении в гальванометре тока в зависимости от его направления замыкается с верхним или нижним неподвижным контактом К. При этом включается электродвигатель Д и
перемещает движок реохорда R д до тех пор, пока сила тока в гальванометре опять не станет равной нулю. Тогда контакты разомкнутся, электродвигатель остановится и движок реохорда останется в положении, соответствующем условию компенсации до тех пор, пока измеряемая ЭДС опять не изменит своего; значения. Тогда описанный процесс повторится и движок переместится в новое положение, соответствующее новому положению; компенсации. Перемещение движка механически передается на указатель У, показывающий по шкале Ш значение измеряемой ЭДС, или на каретку с пером записывающего механизма (или на то и другое одновременно).
|
|
Условие компенсации может быть записано так:
т. е. откуда где I = const. Напряжение U x (ЭДС термопары) в момент компенсации всегда пропорционально , а значит и перемещению движка.