Компенсационная схема

Принцип компенсации заключается в том, что измеряемую ЭДС (или напряжение) уравновешивают равным и противоположным по знаку падением напряжения, значение которого может быть уста­новлено и определено с высокой точностью. Уравновешивающее па­дение напряжения снимается с потенциометра (реохорда) и фик­сируется положением движка (рис. 9.2).

Движок устанавливают либо вручную, проверяя показания по гальванометру (рис, 9.2, а), либо он устанавливается автоматически посредством электродвигателя Д, управляемого гальваномет­ром (рис. 9.2, б). Последняя схема называется автокомпенсацион­ной, и ее применяют почти во всех приборах, работающих по ком­пенсационному методу.

Подвижная система нулевого гальванометра НГ имеет вместо стрелки контакт, который при появлении в гальванометре тока в зависимости от его направления замыкается с верхним или нижним неподвижным контактом К. При этом включается электродвигатель Д и

перемещает движок реохорда R д до тех пор, пока сила тока в гальванометре опять не станет равной нулю. Тогда контакты разомкнутся, электродвигатель остановится и движок реохорда останется в положении, соответствующем условию компенсации до тех пор, пока измеряемая ЭДС опять не изменит своего; значения. Тогда описанный процесс повторится и движок переме­стится в новое положение, соответствующее новому положению; компенсации. Перемещение движка механически передается на указатель У, показывающий по шкале Ш значение измеряемой ЭДС, или на каретку с пером записывающего механизма (или на то и другое одновременно).

Условие компенсации может быть записано так:

т. е. откуда где I = const. Напряжение U x (ЭДС термопары) в момент компенсации всегда пропорционально , а значит и перемещению движка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: