Электромагнитные реле благодаря простому принципу действия и надежности получили широкое применение в системах автоматики, а также в схемах защиты энергосистем.
Электромагнитным реле называют реле, у которого контакты перемещаются при притягивании якоря к сердечнику электромагнита, по обмотке которого протекает ток.
Основными параметрами электромагнитных реле являются:
ток срабатывания I ср — это такое значение тока в катушке реле, при котором оно срабатывает, т. е. его контакты переходят из исходного в другое состояние (замыкаются или размыкаются);
рабочий ток I р —это такое значение тока в катушке реле, при котором обеспечивается заданное нажатие контактов, т. е. минимальное переходное сопротивление между контактами;
ток отпускания I отп — это такое значение тока в катушке реле, при котором магнитный поток недостаточен для удержания якоря и контакты возвращаются в исходное состояние.
Реле постоянного тока являются наиболее распространенным видом электромагнитных реле. Это объясняется сравнительно простой конструкцией реле и значительным коэффициентом усиления К у. На практике наиболее часто применяются электромагнитные реле с поворотным и втяжным якорем.
|
|
Реле с поворотным якорем показано на рис. 10.2, а. Под действием напряжения U в катушке 1 возникает ток I, который создает магнитный поток, замыкающийся через сердечник 2, магнитопровод 3 и якорь 4. Поток намагничивает якорь, возникает электромагнитная сила, под действием которой якорь притягивается к сердечнику, поворачиваясь при этом вокруг центра О. Под действием якоря контакт 6 перемещается влево. В результате контакты 5 и 6 разомкнутся, а контакты 6 и 7 замкнутся. Цепь с лампой Л2 будет выключена, а с лампой Л1 включена.
После снятия напряжения U ток в катушке исчезнет, соответственно исчезнет электромагнитная сила и якорь под действием силы возвратной пружины 6 (возвратной пружиной может являться сам контакт 6)отклонится в обратном направлении. При этом контакты 6, 7 разомкнутся, контакты 5, 6 замкнутся, Л1 погаснет и Л2 загорится.
Контакты 5, 6, 7 укреплены на основании 9 из диэлектрика. Благодаря штифту 8 якорь не будет вплотную прилегать к сердечнику (между ними всегда будет зазор), поэтому не возникнет эффект «залипання» (прохождения остаточного магнитного потока по магнитопроводу, якорю и сердечнику после исчезновения тока) и для Отрыва якоря от сердечника потребуется меньшая сила пружины, чем при отсутствии штифта.
Реле с втяжным якорем (рис. 10.2, б) срабатывает также при наличии тока в катушке 2 и создании при этом электромагнитной силы. Якорь 1 втягивается внутрь катушки и притягивается к сердечнику 3. Одновременно с якорем перемещается контактная перемычка 4, которая замыкает контакты 5. При отключении тока якорь под действием пружины возвращается в исходное положение. Как следует из описания принципа действия, электромагнитное реле конструктивно состоит из магнитопровода (включая якорь), катушки и контактной группы.
|
|
Магнитопровод выполняется из различных материалов с заданными магнитными характеристиками. Различают следующие основные виды магнитных материалов: магнитомягкие и магнитотвердые (рис. 10.3). Магнитомягкие (рис. 10.3, а) характеризуются низкой коэрцитивной силой Н с(напряженность магнитного поля, необходимая для снижения остаточной индукции) и высоким значением магнитной проницаемости μ. Магнотототвердые (рис. 10.3, б) обладают высокими значениями коэрцитивной силы Н с и низкими значениями магнитной проницаемости μ.
При выборе материала для магнитной системы учитывают требования, предъявляемые к реле, что определяется его назначением и стоимостью. Различают два основных вида магнитопровода: сплошной и шихтованный. Как правило, реле постоянного тока имеют магнитопровод из сплошного материала, а реле переменного тока - из шихтованного.
Катушка реле является одним из основных элементов электрического аппарата. Она должна удовлетворять следующим требованиям: иметь минимальные габаритные размеры, быть технологичной в производстве, не перегреваться при максимально допустимом напряжении питания, обладать механической устойчивостью и устойчивостью к испытательному напряжению для проверки диэлектрической прочности изоляции. Нагрев катушки определяется потерей мощности при протекании тока I / P = I 2 R. Предельная допустимая температура нагрева катушки ограничивается теплостойкостью изоляции.
Контакты изготовляются из различных материалов, выбираемых в зависимости от принятого давления в контактах, условий работы по частоте, разрывной мощности и ресурса работы. Разрушение контактов определяется механическим износом (получается вследствие ударов подвижного контакта о неподвижный), химическим износом - коррозией (получается вследствие окисления материала при высоких температурах) и электрическим износом - эрозией (выражается в переносе металла с одного контакта на другой и нарушении при этом контактной поверхности).
Наиболее распространенная форма контактов приведена на рис.10.4.
При замыкании и размыкании контактов, включенных в электрическую цепь с ЭДС, происходит искрение между контактами.
Наиболее сильное искрение получается при размыкании цепи с индуктивной нагрузкой. Такой нагрузкой может быть обмотка контактора, электромагнита, электродвигателя и т. д. Искрение приводит к обгоранию и оплавлению контактов, кроме того, при искрении возникает помехи, которые могут нарушать работу находящейся поблизости электронной аппаратуры и радиоаппаратуры. Таким образом, искрение вредно и его стараются уменьшить, применяя различные схемы искрогашения. На рис. 10.5 представлены схемы с полупроводниковым диодом VД1 (рис. 10.5, а) и конденсатором С1 (рис. 10.5, б), включенным параллельно индуктивной нагрузке. При размыкании контактов Р1 в катушке реле Р2 возникает ЭДС самоиндукции. Ток, вызванный этой ЭДС, замыкается через диод VД1 и катушку Р2 (в схеме с диодом) и через источник питания Е, конденсатор С1 и катушку Р2, минуя контакты P1. За счет этого искрение контактов Р1 уменьшается. Следует отметить, что в схеме с диодом изменять полярность питающего напряжения Е нельзя, так как в случае замены диод при замыкании контактов Р1 замкнет накоротко источник Е, т. е. возникнет короткое замыкание.
|
|
При включении и отключении электромагнитного реле возникают переходные процессы, влияющие на время срабатывания t cp и время отпускания t отп. При замыкании контакта Р1 (рис. 10.6) напряжение U на катушке реле Р увеличивается скачком от 0 до Е. С этого момента ток в катушке начинает возрастать по экспоненциальному закону:
(10.1)
где I р =E/R — рабочий ток; R — активное сопротивление цепи катушки; τ=L 1 /R — постоянная времени цепи катушки реле; L 1— индуктивность катушки.
При размыкании контактов Р1 напряжение U скачком уменьшается. С этого момента ток в катушке начинает уменьшаться по экспоненте:
, (10.2)
где — постоянная времени цепи катушки при притянутом якоре; Q — сопротивление между контактами Р1 при искрении.
Подставив в формулу (10.1) i = I cp и t = t ср, а в формулу (10.2) i = I отп и t = t отп, можно соответственно получить
; (10.3)
. (10.4)
Из формул (10.3) и (10.4) следует, что и , т. е. быстродействие реле, зависят от постоянной времени цепи катушки и токовых параметров реле.
Электромагнитные реле переменного тока по принципу действия не отличаются от реле постоянного тока, однако имеют особенности конструкции, обусловленные тем, что ток в катушке дважды за период принимает нулевые значения и тем самым вызывает вибрацию якоря и контактов. Для уменьшения вибрации один полюс сердечника 1 (рис. 10.7) раздваивают и на одну половину помещают медную пластину 2 (короткозамкнутый виток). Ток i создает магнитный поток, который разветвляется в полюсе сердечника на два потока Ф1 и Ф2. Поток Ф2 наводит в короткозамкнутом витке ток, который препятствует изменениям потока Ф2 (по закону электромагнитной индукции). В результате поток Ф2 отстает по фазе от потока Ф1. Тогда при Ф1=0 Ф2 0и наоборот, поэтому электромагнитная сила прочно удерживает якорь возле сердечника. Сердечник и якорь 3 выполняются шихтованными из листовой трансформаторной стали с целью уменьшения потерь на гистерезис и вихревые токи.