double arrow

Проблемы и основные черты средневековой философии

Философия Средних веков — это, прежде всего, философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.

Основной частью феодальной культуры была религия.Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.

Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274).

Основные труды Фомы Аквинского:

— «Сумма теологии»;

— «Сумма философии»;

— «Сумма против язычников».

В работах Фомы Аквинского вводятся термины:

— бытие возможное;

— бытие действительное;

— категории материи как возможность бытия;

— категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность — это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:

Основные идеи:

1) принцип абсолютной личности – наиболее фундаментальная идея фил-го значения.

2) теоцентризм – Бог является источником всякого бытия, блага и красоты. Высшая цель жизни –служение Богу. Бог трансцендентен природе.

3) монотеизм – Бог един и уникален.

4) креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего.

5) символизм – понимание земного как инобытия, мира Бога.

6) средневековый антропоцентризм – ч-к есть созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Ч-к обладает не двумя измерениями, душой и телом (как считали античные ф-фы), но и третьим – духом, к-й понимается как причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель – повиновение заповедям Бога.

7) общество есть ''Град земной'', символ и подготовка к ''Граду Божьему''.

8) средневековая герменевтика – искусство интерпретации текстов. Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она явл. мерой оценки любой ф. теории.

9) концепция линейного времени и множественности времен. Идеи историзма, Страшного суда т т.п. Раннее средневековье характер-ся становлением христ. догматики. В условиях жесткого диктата церкви и гос. власти философии была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион-й аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики” (опиралась на форм. логику Аристотеля). Еще в 5 в. (христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. При этом одни хр. Идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: