Философия И. Канта

Кант (1724-1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический. Докритический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок. Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Он рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия: - вещь в себе (''ноумен'') - мир, существующий независимо от нас; - вещь для нас (''феномен'') - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Развивая эту критику, Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить, на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздают на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о “вещах в себе”. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения: существуют 2 вида суждений. Пример аналитического: все тела имеют протяжения выводится из субъекта). Пример синтетического: некоторые тела тяжелы выводится из субъекта). Чувственное познание. По Канту элементы матем-е познания - не понятия, а наглядные представления. В основе всех суждений естественных наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предметы и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и Явления как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаим-я субстанций. Но эти законы принадлежат не самой природе, а только нашему разуму. Человек – единство природного и духовного. Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно существовать разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.

"Вещь в себе" - непознаваемый с помощью чувств мир. Существо, которое способно действовать в соответствии со всеобщими (постигаемими разумом), а не только эгоистическими целями - есть свободное существо. Свобода - независимость от причин чувственно воспринимаемого мира. Человеческая воля - автономна, поскольку может сама стать причиной ряда явлений. Разумное существо - цель сама по себе. => нельзя превращать другое разумное существо, только в средство для реализации к-л целей.

Исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных склонностей. => Добродетель и счастье - две вещи несовместимые.

Каждый человек знает законы априори => государство должно основываться на общественном договоре ("нельзя чтобы из за меня пострадал другой человек").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: