Информационные центры

Информационные центры, или центры управления сервисами, реализуют ин­формационные услуги сети. В таких центрах может храниться информация двух типов:

□ пользовательская информация, то есть информация, которая непосредствен­но интересует конечных пользователей сети;

□ вспомогательная служебная информация, помогающая поставщику услуг предоставлять услуги пользователям.

Примером информационных ресурсов первого типа могут служить веб-порталы, на которых расположена разнообразная справочная и новостная информация, информация электронных магазинов и т. п. В телефонных сетях подобные цен­тры оказывают услуги экстренного вызова (например, милиции, скорой помо­щи) и справочные услуги различных организаций и предприятий — вокзалов, аэропортов, магазинов и т. п.

К информационным центрам, хранящим ресурсы второго типа, можно отнести, например, различные системы аутентификации и авторизации пользователей, с помощью которых организация, владеющая сетью, проверяет права пользова­телей на получение тех или иных услуг; системы биллинга, которые в коммер­ческих сетях подсчитывают плату за полученные услуги; базы данных учетной информации пользователей, хранящие имена и пароли, а также перечни услуг, на которые подписан каждый пользователь. В телефонных сетях существуют централизованные центры управления сервисами (SCP), в которых установлены компьютеры, хранящие программы нестандартной обработки телефонных вызо­вов пользователей, например, вызовов к бесплатным справочным услугам ком­мерческих предприятий (так называемые услуги 800) или вызовов при проведе­нии телеголосования.

Естественно, у сетей каждого конкретного типа имеется много особенностей, тем не менее их структура в целом соответствует описанной. В то же время, в зави­симости от назначения и размера сети, в ней могут отсутствовать или же иметь несущественное значение некоторые составляющие обобщенной структуры. На­пример, в небольшой локальной компьютерной сети нет ярко выраженных сетей доступа и магистрали — они сливаются в общую и достаточно простую структуру. В корпоративной сети, как правило, отсутствует система биллинга, так как услу­ги сотрудником предприятия оказываются не на коммерческой основе. В неко­торых телефонных сетях могут отсутствовать информационные центры, а в теле­визионных сетях сеть доступа приобретает вид распределительной сети, так как информация в ней распространяется только в одном направлении — из сети к абонентам.

Сети операторов связи

Список ключевых слов: сеть оператора связи, корпоративная сеть, оператор связи, телефонные услуги, услуги компьютерных сетей, транспортные услуги, информационные услуги, интерактивные услуги, широковещательные услуги, массовый клиент, корпоративный клиент, виртуальная частная сеть, оператор операторов, лицензия, альтернативный местный оператор связи, уполномоченный местный оператор связи, транснациональный оператор, точка присутствия, центральный офис.

Как уже отмечалось, важным признаком классификации сетей является то, кому предназначаются услуги, предоставляемые сетью. Сети операторов связи (по­ставщиков услуг) оказывают общедоступные услуги, а корпоративные сети — услуги сотрудникам только того предприятия, которое владеет сетью.

Специализированное предприятие, которое создает телекоммуникационную сеть для оказа­ния общедоступных услуг, владеет этой сетью и поддерживает ее работу, называется опе­ратором связи (telecommunication carrier);

Операторы связи осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, за­ключая договоры с потребителями услуг.

Операторы связи отличаются друг от друга:

□ набором предоставляемых услуг;

□ территорией, в пределах которой предоставляются услуги;

□ типом клиентов, на которых ориентируются их услуги;

□ имеющейся во владении оператора инфраструктурой — линиями связи, ком­мутационным оборудованием, информационными серверами и т. п.;

□ отношением к монополии на предоставление услуг.

Услуги

Особенностью современных операторов связи является то, что они, как правило, оказывают услуги нескольких типов, например услуги телефонии и доступа в Интернет. Услуги можно разделить на несколько уровней и групп. На рис. 5.2 показаны только некоторые основные уровни и группы, но и эта неполная кар­тина хорошо иллюстрирует широту спектра современных телекоммуникацион­ных услуг и сложность их взаимосвязей. Услуги более высокого уровня опира­ются на услуги нижележащих уровней. Группы услуг выделены по типу сетей, которые их оказывают, — телефонные или компьютерные (для полноты картины нужно было бы дополнить рисунок услугами телевизионных и радио сетей).

Услуги предоставления каналов связи в аренду являются услугами самого ниж­него уровня, так как пользователь при этом должен еще построить с помощью предоставленных каналов собственную сетевую инфраструктуру (установить те­лефонные коммутаторы или коммутаторы пакетных сетей), прежде чем начать извлекать из них какую-либо выгоду. Обычно такими услугами пользуются либо другие операторы связи, не имеющие собственных каналов связи, либо крупные корпорации, которые на базе каналов строят свои частные корпоратив­ные сети (которые рассматриваются далее).

Комбинированные услуги: • IP-телефония • Универсальная служба сообщений
. Услуги телефонии: | Услуги компьютерных сетей:
Доступ к справочным службам | Информационные порталы
Голосовая почта j Электронная почта
Переадресация вызовов Доступ в Интернет
Соединение двух абонентов Объединение LAN

Предоставление каналов связи в аренду

Рис. 5.2. Классификация услуг телекоммуникационной сети (закрашенные области соответствуют традиционным услугам операторов связи)


Следующий уровень составляют две большие группы услуг: телефонные услуги и услуги компьютерных сетей.

Телефонные услуги и предоставление каналов связи в аренду на протяжении очень долгого времени были традиционным набором услуг оператора связи.

Услуги компьютерных сетей стали предлагаться намного позже, чем телефон­ные услуги, и по абсолютному уровню доходов, приносимых операторам связи, они пока значительно отстают от традиционных телефонных услуг. Тем не менее подавляющее большинство операторов связи предоставляет услуги компьютер­ных сетей, и по темпам роста они намного опережают традиционные телефонные услуги, имея отличные перспективы. В объемном исчислении всемирный тра­фик данных уже превзошел телефонный трафик, но низкие тарифы на услуги передачи данных пока не позволяют им догнать традиционные услуги в стоимо­стном выражении.

Каждый из описанных уровней услуг, в свою очередь, можно разделить на под­уровни. Например, оператор может предоставлять предприятию-клиенту на осно­ве услуги доступа в Интернет, которая заключается в простом транспортном подключении компьютера или локальной сети к всемирной общедоступной сети, такие дополнительные услуги, как организацию виртуальной частной сети, надеж­но защищенной от остальных пользователей Интернета, или же создание инфор­мационного веб-портала предприятия и размещение его в своей сети.

Верхний уровень сегодня занимают комбинированные услуги, реализация которых требует совместного оперативного взаимодействия компьютерных и телефонных сетей. Ярким примером таких услуг является международная IP-телефония, ко­торая отобрала у традиционной международной телефонии значительную часть клиентов.

Комбинированные услуги — это прямое следствие конвергенции сетей и главная движущая сила этого процесса.

Услуги можно разделить и по другому принципу — на транспортные и инфор­мационные. Телефонный разговор — это пример услуги первого типа, так как оператор доставляет голосовой трафик от одного абонента к другому. Примера­ми информационных услуг являются справочные услуги телефонной сети или веб-сайтов.

Именно этот тип различий услуг отражается на названиях телекоммуникацион­ных компаний. Мы говорим «оператор» применительно к традиционным компа­ниям, основным бизнесом которых всегда были телефонные услуги и услуги предоставления каналов связи в аренду, то есть транспортные услуги. Название «поставщик услуг» стало популярно с массовым распространением Интернета и его информационной услуги WWW.

Услуги можно различать не только по виду предоставляемой информации, но и по степени их интерактивности. Так, телефонные сети оказывают интерактив­ные услуги, поскольку два абонента, участвующие в разговоре (или несколько абонентов, если это конференция), попеременно проявляют активность. Анало­гичные услуги предоставляют компьютерные сети, пользователи которых могут активно участвовать в просмотре содержания веб-сайта, отвечая на вопросы анкеты или играя в игры.

С другой стороны, радиосети и телевизионные сети оказывают широковещатель­ные услуги, при этом информация распространяется только в одну сторону — из сети к абонентам, по схеме «один ко многим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: