Эффект дохода и эффект замещения

Каким образом изменение цены товара (при неизменности цен остальных товаров и дохода потребителя) оказывает воздействие на объем спроса на этот товар? С одной стороны, снижение цены данного товара при постоянстве цен прочих товаров означает снижение его относитель­ной цены, в результате чего все другие товары становятся дороже относительно данного товара. Потребитель будет стремиться заме­щать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. С другой стороны, снижение цены данного товара можно рассматривать как повышение реального дохода потребите­ля. Остающаяся в его распоряжении некоторая сумма денежных средств может быть в этом случае потрачена на приобретение до­полнительных единиц как относительно подешевевшего, так и лю­бого другого товара.

Итак, изменение цены какого-то товара оказывает влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар двумя путями: во-первых, под влиянием изменения относительной цены данного товара; во-вторых, реального дохода потребителя. В связи с этим целесообразно разделить общий эффект изменения цены на две сос­тавляющие части: эффект замены и эффект дохода.

Эффект замены есть изменение объема спроса, вызванное ис­ключительно изменением относительной цены товара при неизмен­ном реальном доходе.

Под эффектом дохода следует понимать из­менение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменных относительных ценах товаров.

Если речь идет о "нормальных товарах", то эффекты замены и дохо­да действуют в одном и том же направлении. Если же речь идет о "товарах низшей категории", то эффекты замены и дохода действу­ют разнонаправленно. В этом случае совокупный эффект измене­ния цены будет зависеть от того, какой из составляющих эффектов окажется преобладающим.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ.

1. Потребление и полезность. Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности благ.

2. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

3. Бюджетное ограничение потребителя. Правило максимизации полезности. Условия равновесия потребителя.

4. Динамика равновесия потребителя. Кривые "доход-потребление" и "цена-потребление".

5. Эффект дохода и эффект замещения.

ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ

Суверенитет потребителя, рациональный потребитель, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кардинализм и ординализм, кривая безразличия, предельная норма замещения, линия бюджетных ограничений, правило максимизации полезности, равновесие потребителя, эффект дохода и эффект замещения, кривая "доход-потребление", кривая "цена-потребление", кривые Энгеля, нормальный и низший товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: