Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Различают общую и предельную полезности. Полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью. В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность некоторого количества блага.
Предельную полезность можно выразить как с помощью формулы дискретных приращений, так и в виде частной производной общей полезности:
или
Совокупная полезность:
TUn = MU1 + MU2 + MU3 + … + MUn
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности — TU (см. рис. 3.1,a). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.3.1,б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
|
|
a)
б)
Рис. 3.1. Общая и предельная полезность.
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
Экономисты, стоявшие у истоков теории предельной полезности, и их первые сторонники в своих исследованиях пытались количественно измерить полезность. Такой подход к оценке полезности получил название кардиналистского (от англ. cardinal — количественный). Хотя поиски измерителя полезности не увенчались успехом, кардиналистам удалось обнаружить ряд закономерностей, присущих поведению типичного потребителя.
После того как итальянский экономист В. Парето на основе математических расчетов сделал вывод о невозможности количественного измерения полезности, начались поиски нового способа объяснения потребительского поведения. Они привели к созданию понятийного и математическою аппарата, основанного на определении относительных полезностей различных наборов благ и выявлении тех, которые обладают большей полезностью. Новый подход к оценке полезности был назван ординалистским (от англ, ordinal — порядковый).
|
|
Ординалистская функция полезности основывается на следующих предположениях.
1. Вырабатывая свою потребительскую стратегию, потребитель оценивает полезность не отдельных благ, а потребительских наборов. Он не может определить, насколько для него шкаф полезнее холодильника; гораздо реалистичнее ожидать, что он будет в состоянии оценить, насколько два батона и один литр сока полезнее одного батона и двух литров сока. Первым обратил на это внимание представитель кембриджской школы Ф. Эджуорт, его исследования и легли в основу концепции кривых безразличия.
2. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравнить два любых набора товаров и в результате прийти к одному из выводов: набор Х предпочтительнее набора У; набор Х менее предпочтителен, чем У; ни один из наборов не является предпочтительным.
3. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Если потребитель предпочитает набор Х набору Y, а набор Y набору Z, то он предпочтет набор Х набору Z. Аналогично, если он предпочитает набор Х набору Y, безразличен в выборе между Y и Z, то он предпочтет набор Х набору Z. Если же потребитель безразличен в выборе между X и Y, а также Y и Z, то ему все равно, потреблять X или Z.
4. Предположение о ненасыщаемости. Если набор X содержит не меньшее количество единиц каждого товара, чем набор Y, покупатель безразличен в выборе между наборами. Если же набор X содержит большее число единиц хотя бы одного товара, чем набор Y, то набор X предпочтительнее набора Y. Это предположение соответствует нашему интуитивному представлению "больше - лучше, чем меньше" и охватывает практически все случаи реальной действительности; ситуации же "больше некуда" встречаются достаточно редко.
5. Потребителю не требуется знать абсолютную величину полезности каждого набора или каждого товара в конкретном наборе.
Ординалистская теория полезности разработана английскими экономистами Р. Алленом и Дж. Хиксом. Основными инструментами данной теории являются кривые безразличия и бюджетные ограничения.