Билет 5. Достоинство личности. Образ Божий

Достоинство личности. Образ Божий. Свобода и самосознание.

Достоинством наделяют личность, стремящ. к поиску и реализации смыслов своего бытия. Когда человек борется с самим собой за главный смысл жизни, при этом познает себя, оценивает, выстраивает стратегию бытия. Выявление достоинство личности (ДЛ) происходит через самоотчет и самооценку (по отнош к подлинным ценностям), что явл. важной составляющей нравственной жизни (НЖ). ДЛ определ значимостью, высотой критериев и нравственных ориентиров, которые выступают основанием для самооценки личности. Самые высок. критерии - религиозные. Однако ДЛ заключается не в согласии с критериями, а в степени соответствия принятых личностью нравств. установок с их реализац в жизни. Это проявл в реальной борьбе. При подлинном ДЛ ее самооценка невысока. Это обусл ее стремлен к усовершенствованию. Оно сост.: 1) в увеличен степени добра, 2) в приобрете новых духовно-нравств. установок, 3) в изменении психологических данностей через включение в них нравственных смыслов и содержаний - одухотворение. Другая характеристика ДЛ - стремлен осознать задание своей жизни и осущ это задание в реальности. Свобода - одно из выражений ДЛ. Свободу можно определ как 1) способностьличности осущесвл. действия нравственно ценные, как 2) способность устанавления направления и содержания работы воли. Но это определен неполно, т.к. при этом свобода воли огранич личностн возможностями. Этическое понимание свободы подразумевает рассмотрение себя и как 1) независим от внешн условий жизни, а более 2) внутрен препятствий для осущ личностного выбора. При такой свободе возможен примат объективн нравст ценностей перед душевн наклонностями, возможна реализац личностн образа бытия. Эта свобода есть следствие освобожд от греха. По сущности своей природы человек есть образ Божий и назначение его богоуподоблени е. Следовательно, когда человек стремится к добру и Богу, то он определяет себя из своего истинного и первоначального существа, он живет, так сказать, в своей настоящей сфере, и истинно свободен. Напротив, когда он «творит грех», тогда он определяет себя не по своей истиной природе, но по чуждому ей началу, посторонней власти.Даже потеряв честь и нравственное достоинство, человек как образ Божий, все же никогда не может лишиться своего онтологического достоинства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: