Страсти печали и уныния

Нравственно-религиозное понимание страсти печали заключается в словах апостола: «желаем и не имеем», – то есть речь идет о глубоком недовольстве от неисполненных или неисполнимых притязаний. Основание, духовные мотивы и развитие этой страсти состоят, прежде всего, в неимении надежды на Промысл Божий (поэтому печаль – страсть, присущая в духовном отношении главным образом христианам), а кроме того – в сомнениях в обетованиях Божиих, что сближает по мотивам печаль со сребролюбием. Но в печали выявляются претензии автономной психологии, мнимое господство. Власть и управление с их желаниями, помыслами, переживаниями и притязаниями – главный инстинкт печали. Отсюда проистекает нечувствие к духовной жизни, духовным чувствам, и в результате – переживаемая пустота. От неисполнения притязаний печаль выливается в таких проявлениях, как нетерпение, огорчение, неспособность видеть свою вину и укорять себя за нее; недовольство Богом и ближними, доходящее до ропота, и как следствие – неблагодарность за все, посылаемое Богом. В дальнейшем развитии – от человека отходит понимание необходимости собственного креста, в результате – отречение от креста и покушение сойти с него. Нравственно духовным основанием для уныния является неверное понимание смысла и содержания человеческих личностных достижений, неверное видение своих возможностей и достижений. В свою очередь это исходит от закрытости личности от Божественного и нравственного мира, незнания и непонимания заповедей Божиих и невидения своей порочности. Уныние – внеэтично, внедуховно и экстатично. Душа человеческая, пребывающая в страсти уныния, находится «по ту сторону добра и зла», и главное ее занятие – развлечение. Такое духовное нечувствие приводит к нерадению ко всякому душеполезному делу. Отсюда – леность к доброму деланию; оставление и сокращение молитвы и небрежение в ней и всяком спасительном деле, праздность, празднословие и смехотворство. В эмоциональном отношении уныние сопровождается потерей благоговения к святыне и к жизни вообще, что может человека, особенно душевно тонкого, привести к потере страха Божия, к ожесточению, к отчаянию.

Билет 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: