Добро, нравственный закон, правда и право

Добро - положительная оценка состояния чего-либо или действий кого-либо, оценка духовного, сверхприродного характера. Добром чаще всего называют идеальное состояние совершенства, гармонии, удовлетворения и правды, которое с точки зрения этики должно быть внесено в поведение людей и в жизнь общества, в образование и воспитание, в социальн институты в качестве духовной основы жизни. Тем самым добро признается источником социального обновления, улучшения состояния общества. Разумные существа, сознающие себя и действующие под знаком присутствия Высшей реальности, видят Бога благим и источником всякого добра в мире, дающим критерии различения добра от зла. Нравственный закон является одним из основных нравственных ориентиров. Он имеет онтологическое значение для человека с нравственными приоритетами. Формально закон представляет совокупность нравственных императивов, которые повелевают делать что-либо или не делать (отриц. императив), в ответ, на что последует награда или наказан. Исполнение этого закона определяет меру исполнения личностью своего призвания, приближает человека к тому образу, каким он должен быть, что и является созиданием личности. Императивность придает закону обязательность, непреложность. Закон направлен на добро, на благо как в самом общем значения и понимании, так и в узких рамках отдельного поступка. В этом смысле он универсален и в этом его главное значение. Его функция - общее и формальное разграничение добра и зла, описан топографии нравственной области. На практике нормы закона реализуются через два противополож подхода. 1) Через кодификацию предписан на все случаи жизни: закон вне себя (фарисейство). 2) Через обращен к закону в себе (автономная этика). Оба подхода являются неполными и требуют взаимодополнения: хранение норм в традиции (в наиболее совершеной явл. нормы религиозной традиции) и приобщение к ним, усвоение их в ходе нравственного опыта. Однако полнота реализации нравственного закона может быть достигнута в приобщении Богу, как Источнику закона. Поэтому нравственной бытие не сводится к «исполнению» нормы, но есть стремление к Источнику добра. Полемика ап. Павла была направлена против закона как императивной нормы, которая ограничивала область человеческой свободы. Право - это государственный закон, право - это императивно-атрибутивная норма, т.е. норма, налагающая обязанности, но и предоставляющая права. Право это осознанное людьми проявление единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере. Оно не касается внутренних состояний человеческого сердца, не определяет их, но внешние проявления человеческой личности являются объектом правовой регламентации. Основополагающий принцип права – не делай другому того, чего не желаешь себе. Падшесть человека не давала воспринять божественный закон во всей полноте. В разных обществах и в разные эпохи была воспринимаема лишь часть божественного закона, но в тех случаях, когда человеческий закон не просто отчасти фиксирует божественную норму, а отвергает её, заменяя своей человеческой, то в этом случае он вообще перестаёт быть законом (становясь беззаконием). Чтобы человеческий закон оставался законом, он должен хоть как-то соответствовать божественным принципам, а не противоречить им. В 18-19 вв. в Европе, божественную (естественную, органическую, натуральную) теорию права заменили позитивной теорией. Естественная теория права строилась на принципе, что понятия добра и зла естественно присущи человеку, и потому право вырастает из самой жизни, основываясь на совести (категорическом императиве). В соответствии с позитивной теорией, право это продукт общественного договора, некая конструкция созданная обществом для решения своих насущных задач. В результате любые изменения права, принимаемые обществом – законны. Отсюда вполне законна революция – насильственные действия, как выбор «народа». А мораль - всегда императивная норма, она не даёт никаких прав. Правда - основа этической деятельности, объективно этический идеал, чуждый индивидуальным, утилитарным интересам (что характерно для гос-венного права). Её носителем может быть только личность, то есть она индивидуальна. Чтобы индивидуальная правда соответствовала этическим идеалам необходимо нравственный поиск правды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: