Вопрос 4. Место сотрудника правоохранительной деятельности в педагогической работе

Преступность, как социальное явление, имеет в числе прочих причин и условий и педагогические - слабости системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды, правовых дефектов народной педагогики, реализации педагогической функции средствами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающе­гося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания.

Игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в деятельности по укреплению правопорядка, законности, в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом и жизнеспособностью проявлений преступности, приносящей огромный урон обществу и людям.

Обще­известно, что последнее и решающее слово в любой деятельности принадлежит людям, осуществляющим ее, особенностям их личности и подготовки. На этой зависимости, пожалуй, наиболее сильно сказываются педагогические факторы. Профессионализм напрямую зависит от профессиональной образованности, обученности, воспитанности и развитости, т.е. собственных педагогических свойств сотрудников.

Поскольку, решение многих правоохранительных задач специалистами различных служб и подразделений правоохранительных органов связано с педагогическими проблемами, то и успех в их решении зависит от того, понимают ли они их, обладают ли желанием считаться с ними, имеют ли разбираться в них, готовы ли принимать решения с их учетом, обладают ли навыками и умениями достигать нужных педагоги­ческих результатов. Иначе говоря, - присутствует ли в их профессионализме такой элемент, как профессионально-педагогическая подготовленность.

Можно сказать, что опыт профессиональной деятельности специалистов показывает, что педагогическая подготовленность – одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики – одна из важнейших задач, требующая первоочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педагогической деятельности.

Успешное решение многих правоохранительных задач – профилактики, раскрытия и расследованию преступлений, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, работы с несовершеннолетними и исполнения наказания и др., – в большей или меньшей степени связано с необходимостью что-то разъяснять, учить, воспитывать, просвещать, переубеждать граждан, попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности правоохранительных органов. Это значит, что им надо попутно решать, по существу, педагогические задачи в интересах достижения юридических, оперативно-служебных результатов своей деятельности, надо умело вносить элементы педагогической организации в нее, пользоваться педагогическими методами и средствами и обладать соответствующей профессионально-педагогической подготовленностью.

Педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общества и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические особенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохранительной деятельности каждого специалиста с педагогикой.

Области соприкосновения правоохранительной деятельно­сти спедагогикой. Педагогические аспекты имеются в деятельно­сти всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общест­ва и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические осо­бенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохра­нительной деятельности каждого специалиста с педагогикой.

Первая область соприкосновений, — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Сотрудник наиболее часто обнаруживает проявления общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученности соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, при совершении сделок и др. Это повсеместно встречающийся факт и закрыть на него глаза не­возможно. Плохо, когда он не усматривается, не понимается, не оценивается, ибо это не способствует успеху решения профессио­нальных задач сотрудником.

Вторая область соприкосновения, - возникающие при осу­ществлении правоохранительной деятельности проблемы и необ­ходимость их решения на основе рекомендаций педагогики Зна­чительная часть правоохранительных проблем требует понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятие их во внимание при решении и изменение их для лучшего решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснения, обогащать зна­ниями правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправ­лять поступки и др. Всем своим видом и поведением сотрудники, кроме того, помимо своего желания, оказывают социально-педагогическое влияния на граждан.

Третья область соприкосновения влияние на деятельность сотрудника и ее результаты его собственных педагогических особенностей — общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости. Эта зависимость оче­видна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотруд­ник, тем выше достигаемые им результаты и иначе быть не может.

Четвертая область соприкосновения — влияние на деятель­ность сотрудника и ее результаты профессионализма (образо­ванности, обученности, воспитанности, развитости) других со­трудников и их групп, с которыми он взаимодействует и его соб­ственное мастерство взаимодействия с нами.

Таким образом, правоохранительная деятельность объектив­но, независимо от чьей-то воли и желаний, сталкивает сотрудни­ков с педагогическими факторами, которые ставят их в опреде­ленные условия решения профессиональных задач, влияют на них и на те, на которые они сами влияют. Поэтому правоохрани­тельная деятельность объективно предъявляет и требования к профессионально-педагогической подготовленности ее субъектов - сотрудников правоохранительных органов.

Однако есть особенности в деятельности разных специали­стов и ее требованиях к профессионально-педагогической подготовленности. По тесноте связи педагогики с задачами, условия­ми, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специали­стов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленно­сти.

Виды правоохранительной деятельности - разновидности педагогической. Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием.

Виды правоохранительной деятельности с педагогической функцией. Для второго вида деятельностей специалистов, должностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существую­щие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер. Это – деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппара­тов, автоинспекторов и др.

При осуществлении педагогической функции необходимо ак­тивно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других – правовые, организационные и пр.), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессио­нальных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессио­нально-педагогическая обученность.

Виды правоохранительной деятельности с социально-педагогическим влиянием на граждан. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранитель­ных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогиче­ских воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, дейст­вий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также пе­дагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требова­ния и др. Педагогические влияния оказывают и чисто право­охранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопро­сов (например, успех-неуспех в наведении порядка в обществен­ных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террори­стических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с кото­рыми обращаются граждане и др.).

Педагогический (социально-педагогический) эффект от контакта гражданина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в:

- возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения, умения вести правомерно,

- воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту;

- побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек и повышению правовой требовательно­сти к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспи­танию;

- воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей государственной нормы справедливости и добра;

- понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан;

- в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию пра­воохранительным органам и др.

Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30-40 миллионов в год), они час­ты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливают­ся в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и про­изводят реальный эффект изменения правосознания и других эле­ментов их правовой культуры. Вопросы только в том — сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессиона­лизма — профессионально-педагогической информированности.

К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относят­ся: работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канце­лярий, следователей, полицейских патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных.

Однако есть особенности в деятельности разных специалистов и ее требованиях к профессионально-педагогической подготовленности. По тесноте связи педагогики с задачами, условиями, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников-специалистов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленности.

Классификация социально-педагогических факторов, влияющих на правовую сферу. К социально-педагогическим факторам [6] в относятся все обстоятельства, события, условия, меры, процессы и др., оказывающие какое-то влияние на педагогические системы, педагогические процессы, педагогические результаты и др. в правовой сфере, а через них и на состояние законности и правопорядка.

По особенностям своей природы все они делятся на две группы:

- собственно педагогические социальные факторы: педагогическая подсистема правовой сферы общества, педагогическая подсистема в правовой системе и органах правопорядка, народная педагогика, система профессионального образования, система воспитания сотрудников правоохранительных органов, система служебной подготовки, система правового воспитания населения, педагогические цели, задачи, содержание, формы, методы педагогических систем и процессов, личность и деятельность преподавателей и других работников образовательных учреждений, педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, педагогическое воздействие, педагогические условия и др.;

- педагогически-значимые социальные факторы. Они, не являясь педагогическими по своей природе, тем не менее сказывают влияние на педагогические, присущие правовой сфере, а через них на состояние законности, правопорядка и решение профессиональных задач юристами. Это социальные и экономические особенности общества и происходящие в нем процессы и изменения, его мораль, состояние культуры, работа средств массовой информации, правовая система общества, меры по укреплению правопорядка и его состояние, управление и его особенности, образ и уро­вень жизни, национальные и этнические особенности населения, социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многие другие.

По своей распространенности, масштабу социально-педагогические факторы выступают как:

- федеральные — характерные для всей страны,

- региональные - распространенные на достаточно больших территориях, группах областей, в республиках к отдельных субъ­ектах Российской Федерации,

- местные — специфичные только для данного города, района, организации, общности, места.

Между ними существуют взаимосвязи, соответствующие категориям общего, особенного и единичного.

По тесноте связи со спецификой проблем законности и правопорядка все социально-педагогические факторы делятся на: фоновые, правовые, криминогенные и криминальные.

Фоновые социально-педагогические факторы. Они не отно­сятся к правовой сфере, но оказывают на нее, состояние законно­сти и правопорядка, действия юристов широкое и устойчивое влия­ние.

К основным фоновым социально-педагогическим факторам относятся:

а.) педагогически-значимые:

- состояние экономики и уровень жизни населения.

- деятельность органов власти, средств массовой информации, сказывающиеся на общем морально-психологическом климате жизни населения, господствующие общественные мнения, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, устремления порождающие определенные отношения, желания, поступки и деятельность граждан;

- исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации, преобладающих профессиональных ориентации и способов проведения досуга;

- социальная дифференциация населения, основные социальные группы его и их взаимоотношения;

- отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;

- исторический опыт населения;

б) собственно педагогические:

- уровень образованности, воспитанности, цивилизованности и культуры населения;

- бытующие среди населения взгляды на цели и способы подготовки подрастающего поколения к жизни, подкрепляемые соответствующей практикой работы с ним;

- состояние образовательного процесса в школах и иных образовательных учреждениях;

- состояние и педагогический уровень внешкольной работы с подростками и молодежью, культурно-воспитательной организации досуга;

- сплоченность трудовых коллективов и степень выраженности в них признаков воспитывающего коллектива;

- педагогическая осмысленность, преднамеренная нацеленность и педагогическая компетентность работы средств массовой информации, органов культуры и организации досуга;

- состояние педагогического всеобуча и педагогической подготовленности родителей, руководителей различных организаций и других лиц, чья деятельность реально или в потенции включает педагогическую функцию.

Приведенные факторы составляют как бы фон всей работы по укреплению законности и правопорядка и совершенствованию педагогических аспектов ее. Их недостатки – глубокие и трудно устранимые причины и условия возникновения и состояния преступности. Однако непосредственное воздействие на них находится вне компетенции работников правоохранительных органов, но учитывать их надо.

Правовые социально-педагогические факторы. Они связаны с целенаправленной деятельностью органов власти, общественных формирований и частных структур по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:

а) педагогически-значимые:

- состояние законодательства,

- степень усилий, организованности и успешности деятельно­сти всех органов и структур по укреплению правопорядка, закон­ности, защите прав и свобод граждан, реализации принципа неот­вратимости наказания;

- общественное мнение граждан по вопросам эффективности деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их коррумпированности и честности;

- вера граждан в возможность встретить человеческое отно­шение, понимание и защиту от правонарушителей у работников правоохранительных органов;

- особенности правосознания населения;

- развитость и эффективность связей правоохранительных органов с населением;

б) собственно педагогические:

- наличие и эффективность системы организованного и эффективного правового воспитания (в том числе – правового всеобуча, педагогически целенаправленной правовой пропаганды);

- существование в структурах местного самоуправления и общественных организаций специальных органов, групп и специа­листов, компетентно осуществляющих юридико-педагогическую работу;

- осуществление в трудовых коллективах воспитательной работы по укреплению дисциплины и ответственного отношения к делу, строгое выполнение обязательств;

- педагогическая эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних;

- педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы;

- педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юридико-педагогической работе;

- направленность и эффективность реализации педагогической функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;

- педагогически компетентное управление правоохранитель­ными органами;

- уровень образованности, развитости, воспитанности, профессионального мастерства личного состава, сплоченности коллективов правоохранительных органов, наличие в подразделениях, органах, частях системы педагогической работы;

- профессионально-педагогическая подготовленность специалистов органов внутренних дел, чья деятельность имеет социально-педагогический аспект и педагогическую функцию;

- педагогическая подготовленность работников кадровых аппаратов, отделов профессиональной подготовки, преподавательского и административного состава юридических образовательных учреждений, работников пресс-центров и служб по связям с общественностью, руководителей занятий по служебной подготовке и др. Заметно усиливает этот фактор наличие в соответствующих подразделениях лиц с основным и послевузовским педагогическим образованием.

Все эти факторы, в зависимости от своих характеристик, положительно или отрицательно, но всегда реально и сильно, сказываются на состоянии правосознания, уровне преступности, а бывает, что становятся непосредственной причиной или условием совершения правонарушений (в частности, и самими сотрудниками). Управление этими факторами, оптимизация их во власти и возможностях руководства территориальных правоохранительных органов.

Криминогенные социально-педагогические факторы. Это факторы, которые непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения, а именно:

а) педагогически-значимые:

- снижение уровня общественной морали;

- проявления криминализации и сексуализации досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач (культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальной дифференциации молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщины»; идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств и др.);

- увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;

- развитие пьянства и наркомании;

- низкий уровень раскрываемости преступлений;

- широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия;

- факты коррупции в органах местного самоуправления и органах правопорядка;

- ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан, факты правонарушений;

- слабость системы профилактической работы, исправления осужденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы;

- снижения уровня жизни населения;

- распространение религиозно-идеологических течений (Асахары, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию и внушающих, что жить надо по придуманным ими законам;

- распространение мистики, оккультизма, «фантастики», фильмов ужасов, переводящих сознание людей в плоскость деформированного понимания мира, воспитывающих пассивность и покорность перед неведомыми потусторонними силами, подталкивающих к выводу о том, что трудности реальной жизни в обществе ничто по сравнению с «могущими быть» и надо быть довольными тем, что есть;

б) собственно-педагогические:

- слабость звеньев системы воспитания подрастающего поко­ления и взрослых, особенно нравственного, трудового, патриоти­ческого, культурного, правового, семейного;

- введение в школах «сексуального образования»;

- слабости системы внешкольного воспитания по месту жи­тельства;

- распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;

- отсутствие пропаганды подлинно здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей (но не так называемой «валеологии») среди молодежи, всего населения;

- слабость системы профилактической работы и ее педагогического уровня, особенно – с несовершеннолетними;

- педагогическая неэффективность профессионально-правового воспитания и морально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, воспитания их в духе строжайшего соблюдения законности;

- снижение уровня педагогического профессионализма, активности многих субъектов педагогической работы;

- уменьшение массовости и активности участия населения в работе общественных формирований социально-педагогического и профилактического профиля.

Криминальные социально-педагогические факторы. Эти факторы связаны с особенностями личностей правонарушителей, организованных преступных групп и их деятельности. Это;

- криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности, криминальная «образованностью лиц, занимающихся преступной деятельностью»;

- криминальная субкультура, влияющая на криминальное воспитание и развитие членов преступных группировок, намеренно передающаяся опытными преступниками неустойчивым личностям, вовлекаемым постепенно в преступную деятельность, и настойчиво насаждаемая в «массовую культуру», модную у молодежи;

- коррумпирование представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, сотрудников правоохранительных органов с неустойчивой и слабой моральной, правовой, патриотической воспитанностью методами соблазна, подкупа, сбора компромата, шантажа, запугивания и др.;

- слабость используемых представителями и органами власти педагогических средств при разрушении криминальных деформаций личности, групп и их влияний и решении задач перевоспитания.

Практическая значимость знания, учета ирегулирования всех социально-педагогических факторов связана с тем, что социально-педагогические факторы, функционирующие внутри правовой сферы оказывают существенное влияние на правовую сформированность всех граждан, их законопослушное или противоправное поведение; служат важным условием и одной из причин, влияющих на степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов; являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов, недооцениваемым и мало используемым до сих пор; предъявляют требования к особой грани профессиональной подготовленности почти всех категорий личного состава, их профессионально-педагогической подготовленности и др.

Выводы по четвертому вопросу. Педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общества и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические особенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохранительной деятельности каждого специалиста с педагогикой. Подробнее мы будем рассматривать это в процессе изучения дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: