Противостояние злу и «невидимая брань»

Борьба со злом определ. ап. Павлом в образе «противостояния». «Облекитесь во всеоружие Божие… дабы вы могли противостать в день злый, и все преодолев, устоять. И так, станьте препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф.6, 11-17). Видно, что борьба против «духов злобы поднебесных» необходима и главное условие – правильная подготовка личности, что и выражается через слово «противостояние». Противостояние означ. внутреннюю готовность к борьбе, а борьба неизбежна, потому что "духи злобы" обязательно вступают в сражение с теми, кто пытается вырваться из плена миру, плоти и дьяволу. Неготовых вступить с ними в борьбу, они неизбежно побеждают. Противостояние - готовность присутствующая всегда, потому, что достаточно немного расслабиться, и "духи злобы" пленяют. По апостолу, противостояние - стояние против, и носит характер не нападения, а защиты. Все образы "оружия" воина Христова, имеют большое значение для понимания противостояния. 1-е "облачение" - "препоясание" истиною, "броня" - правда и "обувь" - благовествование мира. Истина - объективное вероучение, с которым соглашается ум, преграждает путь помыслам, которыми "духи" стремятся смутить душу человека. Правда - это нравственное вероучение (совесть), дает возможность увидеть разрушительные действия этих греховных помыслов. Конструкция правды, когда она не формальна, есть нечто удерживающее от разрушения. " Готовность к благовествованию мира " уберегает чел-ка от ссор, скандалов - одного из главных направлений демонской работы. " Щит веры, которым возможно угасить все раскаленные стрелы лукавого",- это состояние души, в котором небесные переживания, основанные на верности и доверии Богу, выставлены вперед (как щит), и тогда все действия лукавого не могут, будучи земными, проникнуть к центру личности. Щит защищает сердце, а шлем - голову, т.к. в уме, и в сердце совершаются действия спасения и веры. Единственное "оружие нападения", которое предлагает апостол, - " меч духовный, - Слово Божие" - обладает такой поражающей силой, что поражает врага, до его атакующих действий. Суть противостояния в том, чтобы сберечь личность от действий демонского зла, а силы зла боятся слова Божия, сокрушающего их. Противостояние злу предполагает соблюдение некоторых условий: (1) Не оскорблять Святого Духа" (Еф.4, 3), Который явл. главным действователем в этом противостоянии. "Оскорблять" - это значит своими действиями, желаниями, развитыми помыслами и переживаниями совершать или хотя бы быть нравственно готовым к участию в "неплодных делах тьмы" (Еф.5, 11). (2) Готовность к борьбе до конца, - "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Еф. 12,4), т.е. важна не временная победа, даже блестящая, - но окончательная. Иначе - получается, по известной притче о 7-ми бесах (Мф. 12, 43-45). "Претерпевший же до конца спасен будет"" (Мф. 10, 22). Но именно для окончательной победы очень важно внимательно следить за тем, что происходит в душе, противостоящей злу в каждый конкретный момент - "здесь и сейчас", иначе в мечтательности о завтрашней победе упустишь сегодняшнее поражение, а завтра может и не наступить. (3) В противостоянии, чтобы оно не порождало самодовольство нужно искать не своего, а то, "что угодно Иисусу Христу" (Флп. 2,21). Это определяет вектор нравственной борьбы. Тот, кто ищет своего, ценит больше всего себя, а не Бога. В этом случае бывают иллюзорные, ложные плоды: ложное смирение, лже-смиреномудрие, фальшивая доброжелательность, театральная кротость и т.д. Противостояние это прежде всего война внутренняя, борьба с самим собой, т.к. процесс действий сил зла это механизм внутренний. «Не внешнего врага надобно нам бояться; враг наш заключен в нас самих, потому и ведется в нас непрестанная внутренняя война» (преп. Иоанн-Кассиан, Добротолюбие, т.2). По авве Дорофею, - сопротивление страсти, есть, по существу, единственно нравственно ценное содержание той, названной отцами "брани", которая является содержанием аскетики. «Невидимая брань» - нравственная борьба. Опыт церкви нашел свое выражение в литературных трудах. Один из них «Невидимая брань» Никодима Святогорца. Суть брани заключается в том, что бы прекратить действие греха. Грех с помощью мира, плоти и дьявола, стремиться пленить душу и разрушить её. Если греху частично удалось это (крепость пала, но гарнизон не сдался), то необходимы оборонные действия для изгнания врага, и по возможности восстановить разрушенное. Такая борьба требует исполнения некоторых условий. (1) Главным действователем в этой борьбе должен стать Сам Христос, а не надежда на свои силы. Т.к. свои силы ограничены. Должно быть недоверие себе иначе неизбежно тонкое пленение гордостью и тщеславием. Может случится и чрезмерность «духовного» упования, за которой скрывается лень и нежелание нравственной работы. Норма – соработничество человека с Христом. Как говорит преп. Никодим, - «эта наша духовная брань должна быть в нас всегдашняя и непристающая и должна вестись с душевной бодростью и мужеством. Что легко ты стяжать можешь, если взыщешь того от Бога. Выходи же на эту брань не колеблясь». (2) Что бы ум держался образца здорового знания, надо сначала очистить его от всякого нездорового знания, а для этого его необходимо, по преп. Никодиму, хранить «от бесполезного многоведения и праздной пытливости». В уме сражение происходит потому, что в нём сталкиваются два направления – веры (направление к чистоте, свободе) и стремления к автономному знанию (рациональному, магическому). Суть этой борьбы – избавиться от внутреннего интереса к автономному знанию. В сердце борьба происходит по причине стремления грешного сердца угасить «дух», служить себе и угождать себе. Борьба с этим самоугождением ведется ради угождения Богу и правде Его. Борьба состоит в том чтобы не принимать эти свои желания, отказываться от них, особенно когда они имеют плотский характер. Она должна быть постоянной, т.к. желания тоже действуют постоянно, пытаясь обольстить человека своей мнимой сладостью. Вообще аскетический подвиг предполагает тщательное самонаблюдение («разбор сердечных движений» - Феофан-затворник). По Отцам, вступивший на путь нравственной борьбы должен ненавидеть бесов как врагов нашего спасения. Один из самых частых типов сражения – против внезапно поднимающихся волн страстей (неожиданно). Здесь важнейшая задача, никогда не быть застигнутым врасплох, поэтому необходимо внимание. Поскольку страсть овладевает практически всем человеком, для уничтожения страсти нужен резкий кризис – дестабилизация внутренней действительности. Поэтому невидимая брань – процесс проходящий на высоком душевном накале (напряжении), особенно для начала, требующее решимости, воли, силы. Поэтому, покаянная установка должна создать именно особое душерасположение, остроэмоциональную атмосферу, которая даже родственна состоянию аффекта (плачь и рыдание). Преп. Никодим, говорил – борьба в начале, направляется на конкретные отдельно взятые страсти. Прежде найти главенствующую страсть и сосредоточить борьбу на ней, а если подымится другая страсть случайно, то ею следует тут же заняться и прогнать, а потом опять заняться главной страстью. Преп. Никодим усматривает две причины внезапных набегов страстей – нечистая любовь и ненависть. Обычно для устранения этих причин не хватает старания, умения и терпения. Отсутствие старания (нерадение) требует устранения условий для него – праздности (болтливости, пустых мыслей, небрежности, расстройства жизни). Все должно делаться по принципу меры, важнейшему т.к. все приему брани должны применяться соразмерно и сообразно конкретным обстоятельствам (живой внутренней реальностью). По грехопадении чел-ка вместе с умом, интуицией и волей, исказились и его чувства, поэтому нападение сил зла состоит в том, чтобы в душе возбуждать чувственные похоти. Напротив, вступивший в "невидимую брань" должен научиться так управлять и пользоваться чувствами, что бы через них не возбуждались чувственные похоти, а получались такие впечатления, которые подавляли бы их и возбуждали противоположные им чувства. Для этого необходимо строй заповедей постоянно ставить как ограждение чувств. Но этого недостаточно; следует искать не просто нейтральных состояний, но доброго управления чувствами. Оно становится возможным, если от чувственных предметов переходить к помышлениям о воплощении Сына Божия, о спасительных таинствах, о Его учении, о жизни и смерти. Здесь главные орудия борьбы - молитвы об освобождении от очарований мира и трезвое и твердое рассуждение, позволяющее видеть всю разрушительность этих очарований в действии - энтропию безбожной цивилизации. Противопоставить им можно лишь нравственное созидание, т.е. стремление видеть во всем внешнем окружении и внутренних чувствах причины для прославления Бога и устроения своей нравственной организации на твердых основаниях. Необходима борьба со своим языком, греховным воображением и греховной памятью. Ап. Иаков пишет: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело…(Иак. 3,2-11). Опыт показывает, что добрые чувства немногословны; словесного излияния требуют тщеславие, напыщенность, нравственная и умственная пустота (отсюда пустословие), осуждение и зломыслие, готовность к клевете и проч. Борьба с многоречием и со всеми грехами языка для тех, кто к ним склонен, очень нелегка, особенно, когда она проводится на уровне невидимой и неслышимой брани, то есть когда дело не столько во внешнем, сколько во внутреннем много - зло- и пустословии, которое невнимательному не всегда слышно и понятно. Как и вообще во всем содержании "невидимой брани", - в этом виде борьбы нечистые движения побеждаются силою противоположных движений сердца; то есть, многословие - любовью к молчанию, пустословие - безмолвием, бессуетностью. Но грехи языка не первичны; им предшествует в душе многое другое и, прежде всего, работа греховного воображения и греховной памяти. Греховное воображение приводит из небытия к призрачному бытию привлекательные, приманчивые картины греха, к которым тянется сердце; греховная память приводит к такому же призрачному бытию такие же картинки прошлой жизни, которые так притягательны были ветхому сердцу. По Никодиму Святогорцу, борьба с воображением осуществляется тремя способами: 1) умной молитвой; 2) чистым рассуждением о творении и Творце; 3) памятью о жизни и смерти Богочеловека. Искажения «невидимой брани»: попытка действовать с плохим руководством или без руководства; самопрельщение после временного успеха, ропот в тяжелых обстоятельствах; послабления себе после небольших побед; неосторожная и необдуманная стремительность; несвоевременное делание одних дел и неделание крайне важных в данный момент и т.д. Необходимо знать также те добродетели, которые преимущественно необходимы в "брани". Это - терпение, усердие, мужество и постоянство. Они нужны всегда, но, по-видимому, особенно - в долговременных искушениях. Описать весь материал, все содержание "невидимой брани" невозможно. Основные направления борьбы, которые представляют явления внутреннего зла, хотя бы из названных апостолами: гнев, лицеприятие, соблазны, блуд, воровство, злословие, зависть и сварливость, лицемерие, клевета, раздоры, лукавые подозрения, ссоры, хитрость, беспорядки, необузданный язык, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, ереси и многое другое. Все это греховное многообразие действует, в основном, через искушения. И потому "невидимая брань" - это, прежде всего, борьба с искушениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: