Учение о грехе (1 часть 50 псалма )

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся…». Псалом 50 описывает переживание религиозным сознанием покаяния, изображает его психологическую структуру. Кающаяся личность обращается, прежде всего, к милости Божией: «Помилуй мя, Боже…». Так как от своих дел и справедливого закона грешник не может ждать пощады. Миловать можно того у кого нет оснований оправдания на суде. Кающийся просит применить по отношению себя закон великой милости. «По множеству щедрот Твоих очисти беззаконие», – эти слова выражают уверенность в милости Творца, любви Бога, превышающей все нравственные нормы. Эта любовь является основанием покаяния. Слова «очисти беззаконие мое» указывают, что грех – нравственная нечистота (эмоциональная оценка) и нарушение нравственного закона (соотнесение с объективной нормой). Различия между этими явлениями и понятиями нет. В значении нечистоты обращается внимание на эмоциональную оценку (личную или общественную), связанную с внутренним ощущением греха. В значении беззакония важна соотнесенность греха с объективным нравственным законом. Грех не просто неверное поведение - но невыполнение данного Богом нравственного закона. Нравственное беззаконие (грех) вызывает покаянные переживания только тогда, когда он оказывается и фактом личного нравственного сознания, и душевной горечи - «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда передо мною». Какой бы ущерб человек не нанес другим людям, эта вина вторична по сравнению с виной перед Богом – виной в нарушении нравственного закона: «Тебе единому я согрешил и лукавое пред Тобою соделал». Человек, остро переживающий нравственную ситуацию, всегда ощущает себя находящемся на непрестанном нравственном Божием суде. И так как закон свят, а человек пред лицом закона никогда не бывает чист, он видит всегда правоту выносимого ему обвинительного приговора. Вообще нравственная тяжба с Богом возможна лишь в той - по сути странной, а по реальности обычной - ситуации, в которой человек априорно готов всегда видеть свою правду, что в конфликтной ситуации возможно лишь тогда, когда «другой - не прав». В случае с Богом - Бог «не прав» или по «излишней» строгости закона или по «подведению под закон» внезаконных ситуаций. Именно в таких обстоятельствах человек слабого религиозного и покаянного сознания ропщет и негодует. Покаянное же чувство говорит: «Бог всегда прав, и глупо с ним спорить». «Вот я в беззакониях зачат есмь и во грехе роди мя мати моя» - сознание родовой неизбежности греха усиливают горечь подлинного покаяния. Этот стих нельзя рассматривать как самооправдание через хамское обвинение в склонности к греху своих родителей. Здесь - осознание природной склонности к греху и понимание значения грехопадения первых людей в контексте общей греховной истории, включающей грех каждого человека. В последующих словах - «безвестная и тайная… явил ми еси» - дается понять, что тяжесть греха возрастает при дарованном Богом видении глубины духовной жизни: кому больше дано, с того больше спросится. За этим следует учение о таинственном смысле покаяния. И вновь царь Давид обращается к своему излюбленному образу - «очищение», которое, как особое действие Божественной благодати, освобождает человека от греха. "Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега". Кропление иссопом и омовение - это образы, которыми открывается таинственно-ритуальная (со стороны Церкви) реальность. Бог непостижимым для неверующего человека действием совершает внутреннее изменение, преображение человека. Только при таком преображении возможно и изменение и эмоционально-сердечной окраски души. «Очисти беззаконие мое» – грех как грязь и как нарушение закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: