Учение о покаянии (2 часть 50 псалма)

«…Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя...». Царь Давид обращается к своему излюбленному образу - «очищение», которое, как особое действие Божественной благодати, освобождает человека от греха. Кропление иссопом и омовение - это образы, которыми открывается таинственно-ритуальная (со стороны Церкви) реальность. Бог непостижимым для неверующего человека действием совершает внутреннее изменение, преображение человека. Только при таком преображении возможно и изменение и эмоционально-сердечной окраски души. «Очисти беззаконие мое» – грех как грязь и как нарушение закона. Покаяние как переживание нравственной ситуации состоит в ощущении нравственного суда Божия. «Дай мне услышать радость и веселие – и возрадуются кости мои, Тобой сокрушенные». В чувственном составе покаяния раскрываются два мотива: печаль (в начале псалма) и радость. Псалом начинается с изображения отделенности человека и Бога, но покаяние открывает перспективу воссоединения. Для этого бывший грех должен стать как бы не бывшим: «Отврати лице Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои». В развитии покаяния Давид переходит от конкретного греха, послужившего поводом к покаянию, ко всем своим грехам. Ибо грех не случайность, а закономерность в целой цепи грехов, которые являются следствием греховной природы человека. Поэтому Давид переходит к необходимости ее исправления, в противном случае грехопадения не прекратятся. В стремлении к полноте покаяния псалмопевец приходит к осознанию необходимости коренных изменений: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Это означает коренной переворот души, отмену всех прежних индивидуалистических, самолюбивых и своевольных установок, поворот и обращение любящего сердца к людям и к Богу. Это означает зарождение ненависти ко греху. Только человек с обновленным, очищенным сердцем имеет право просить у Бога постоянного пребывания с Ним, главной цели покаяния: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня». Это постоянство взаимопребывания Бога и человека есть норма жизни, утраченная в грехопадении. Состояние утраты есть гибель, а процесс обратные ему – спасение: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: