Заповедь любви в Новом Завете. Ее новизна

«Заповедь новую даю вам: «Да любите друг друга...» В заповеди о любви содержатся «весь закон и пророки», то есть, что это заповедь не новая, а напротив, известная. В последней беседе с учениками Христос утверждает новизну этой заповеди и утверждает ее на двух основаниях. Во-первых, «любите друг друга – как Я возлюбил вас» (Ин.13:34), то есть на основании Своей любви к избранным ученикам. И, во-вторых, на основании признака ученичества Христу. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Любое требование нравственного или иного порядка может быть дано при условии, что эти слова будут более или менее точно поняты, то есть если они найдут ожидаемый отклик в душах. Заповедь любви, как и любая заповедь, рассчитана на услышание и на отзыв. Но Христос заостряет духовно-нравственный смысл любви придавая ему мистический и преимущественно жертвенный характер. «Как Я возлюбил вас», – говорит Он. Но Он – Богочеловек, Бог, и Его любовь Божественная по Его призыву должна стать живым архетипом любви учеников. Христос возлюбил каждого человека как личность, таинственную в своей сокровенной мистической глубине – и такая же личность каждого должна предстать перед каждым всвете любви, подобной Божественной любви. Христос возлюбил всех ровной беспристрастной любовью, не разделяя добрых и неблагодарных. К такой же чистой и беспристрастной любви не только по отношению к Себе, но и по отношению к другим людям Он призывает всех своих последователей. Он ищет такой любви, из которой вытравлено все земное, пошлое, низкое, грубое, недостойное любви. В жертвенности Своей любви Христос, уверяет всех Своим примером, что только подобная любовь и достойна, по сути, именования любви, все же иное – лишь подмены и суррогаты. Христос, Глава Церкви, всех ее членов объединил в Своей любви, и такую-то любовь и признал вернейшим признаком Церкви и христиан («потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»). Сущностью переживания Церкви навсегда стало единение всех учеников в христианской созидательной любви. Основанием для такой новой заповеди любви, с одной стороны, является мистическое единство в любви Отца Небесного и Его Единородного Сына («Я и Отец – одно» (Ин.10:30); «Отец любит Сына» (Ин.5:20)), а с другой стороны, – в сердечном приятии учения о сыновстве всех Отцу Небесному: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин.3:1). «Называться» – потому, что сначала требуется сознательное принятие установки и готовность принять любовь Отцовскую. «Быть» – значит реализовать стремление. И то и другое, возможно лишь по дару любви Божией. Переживание сыновства (общего для всех) в любви Отца, является началом исполнения заповедей и его целью (сущностью). Любовью или нелюбовью проверяется принял ли человек Евангельскую Истину. Положить за других душу – вот высшая степень и верное направление любви. Исполнение этой заповеди начинается с самого малого, ветхозаветного уровня (где «весь закон и пророки»): «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступал люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). От этого начала до конца («положить душу свою за друзей своих») заключается вся новизна заповеди любви. Возможность для усвоения в духе новой заповеди дает человеку Дух Святой. Дело же самого человека – искать такого животворящего вселения в себя Святого Духа. Первым действием в деле любви является помощь, нуждающимся в ней. Следующее, почти природное действие любви – это братолюбие. Почти природное, потому что ему предшествуют два внеприродных действия: первое – «послушание истине через Духа», второе – «очищение душ»; и лишь тогда уже «нелицемерное братолюбие». «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22). «Послушание истине» достигается лишь сверхъестественным способом – «через Духа». Также и «очищение души» через покаяние есть совместное сверхъестественное действие Духа Божьего и духа человеческого. Христианскую любовь характеризует холизм. Она становится главным принципом жизни, из этой любви все исходит и все ею пронизано. Практическим основанием и свидетельством любви является исполнение заповедей: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Также заповедь о любови к врагам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: