Нравственные понятия (грех и добродетель) в современном человечестве

Даже если жизни современного человека не чужды нравственные мотивы, реализация нравственных задач затруднена искажением понятий греха и добродетели. Понимание центральных понятий нравственной жизни в обществе извращено. Суть этого в выведении греха и добродетели из онтологической плоскости, отказе им в бытийственном статусе и низведении до уровня психологических (душевных) феноменов. Онтологическое отношение к нравственности является характеристикой религиозного сознания и вытекает из Откровения. Оно открывает перед человеком перспективу Божественной заданности, которая имеет характер непреложного закона, и неисполнение которой вызывает катастрофические последствия (т.е. грех). Для этого сознания грех и добродетель, т.е. нравственное измерения бытия является объективно значимым. Искаженное (неонтологическое) восприятие греха отодвигает борьбу с ним на задний план человеческой жизни, сама борьба ведется не целенаправленно с подключением к ней всех ресурсов личности, а от случая к случаю. У людей воцерковленых это проявляется в ограничении духовной жизни только регулярной исповедью. Такое снижение нравственной проблематики вызывает ложное понимание основ объективного нравственного учения. Добродетель сводится исключительно к проявлениям человеческой природы, по аналогии с физиологическими процессами. Это то, что естественно совершается без всяких усилий или борьбы, самоотверженности и напряжения. По своим мотивам эта «добродетель» не может быть названа добродетелью, истинная суть которой есть исполнение заповеди, искание и исполнение воли Божией вообще. Добро становится проявлением душевности и сентиментальности. Естественно такая добродетель весьма питает человеческое тщеславие, а порой совершается исключительно для его удовлетворения. Нравственная жизнь перестает быть сознательной и носит случайный (безвекторный) характер: делается то, что соответствует душевным, природным склонностям. Этот нравственный субъективизм имеет своим неизбежным следствием нравственный релятивизм. Целый ряд безусловно нравственных норм, которые не могут быть природными нравственными переживаниями, просто исключаются из поля нравственной деятельности человека. Сама сложившаяся ситуация провоцирует греховную жизнь. В ее основе – расслабленность. Доброделание требует труда, в котором требуется усердие, внимание, упорство, терпение. Без всего этого человек не может оказать сопротивлению соблазнам мира и сатаны, преодолеть немощь плоти. Гедонистическая установка исключает нравственную борьбу. Удовольствие (не только чувственное, но и эстетическое, интеллектуальное) закрывает путь к достижению блаженства. Нравственное безволие и конформизм усыпляют совесть. Их устойчивость поддерживает тактика самооправдания в жизненных конфликтах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: