Три свойства Божественной любви – самопреданность, самоотдача и усвоение в себе жизни любимого. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). Первый признак – «долготерпит». Это явление скорее небесного мира, чем земного. В психологическом смысле терпение – готовность и способность переносить скорби и испытания. Долготерпение в библейской практике словоупотребления более относится к Богу, чем к человеку, и потому как бы коренится в вечности, показывая высочайшую степень божественной любви. Если терпение может быть простым душевным человеческим качеством, долготерпение, по определению апостола Павла, – плод духовный (Гал. 5, 22), и потому – дело святых. Долготерпение в своей обычной нравственной практике рождает снисходительность к немощам других людей, включая немощи греховные. «Милосердствует», значит, как минимум, в условиях падшего мира резко превышаетзакон справедливости, который, кажется, должен бы применяться для пресечения зла, действующего в мире. В условиях же земной действительности любовь ограждается рядом отрицательных условий, не выполняя которые, она переходит в свою противоположность. Во-первых, «любовь не завидует». Зависть есть особый тип отрицательного отношения к другой личности, который начинается с двойного сравнения: своих способностей и способностей других людей и имеющихся от жизни результатов. Зависть по причине кажущейся несправедливости отчуждает человека от ближнего и он становится неспособным его любить. «Любовь не превозносится».Для превозношения могут явиться какие-либо фактические основания: знания, способности и прочее. Однако эти фактические основания никогда не могут служить нравственным основанием для подобного чувства, потому что в превозношении, как и в зависти, вместо единения происходит отделение от себя иных людей. Кроме этого оно сопровождается унижением и презрением. Превозношение есть частный вид гордости. «Любовь не гордится». Гордость знает себе цену, цену высокую, и она в состоянии обойтись без других людей. Любовь не может обойтись! А гордость может. Гордость фиксирует все свои ценности на одной только собственной личности: и повод для гордого самовозвышения, и поводы для гордого самоуничижения – все содержит в себе. «Любовь не бесчинствует». Под бесчинством понимают какой-нибудь вид общественного безобразия, скандала и т.п. Чин – это лад, строй, гармония, установленная закономерность, конструктивность. Бесчинство, следовательно, – разлад, расстройство, дисгармония, хаос, разобранность частей. Согласие, гармония возможны как следствие действия силы любви. Любовь соединяет и соединяет конструктивно, гармонично, а ненависть разделяет, разъединяет, приводит к бесчинству. «Любовь не ищет своего». Искать своего – значит, стремиться, чтобы все события совершались желательным для человека образом. Любовь, напротив, ищет выполнения воли любимого, и в самом этом выполнении видит свидетельство любви. В любви человек отказывается от достижения свих интересов ради другого. «Любовь не раздражается». Ап. Павел имеет в виду, что любовь вообще не раздражается. То есть никогда. Наступление раздражения говорит об отступлении любви. Раздражение есть следствие и признак неудовлетворенности желаний, недовольства людьми. Любовь же есть достижение высшего желания, прежние желания гаснут в ее свете. И поэтому она приобретает спокойствие. Это блаженство довольства от приятия всех обстоятельств и всех людей, которые посылаются Промыслом. Любовь принимает все обстоятельства, потому что чувствует их полезность, как посылаемых Богом. «Любовь не мыслит зла». Не только не делает, но и не мыслит зла. Речь у апостола идет о немышлении зла. Во-первых, зла собственного, во-вторых, зла чьего-нибудь иного, в-третьих, зла вообще. Любовь – сама жизнь, а зло – к смерти, и потому любовь не мыслит зла как бытия, противного любви. «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине». Речь идет, о неправде вообще, как нравственной, так и умственной. Неправда нравственная состоит в противлении христианским заповедям; неправда умственная – в приятии мыслей, противных учению христианскому. Любовь к Богу как личности распространяется и на правду Божию, нравственную и умственную, так как в них отражается любовь Божественная. Отклонения от нее вызывает печаль («не радость»). Сорадование проявляется и активно, через соработничество Богу. Видя в людях и явлениях возможность исполнения Божественной правды, любовь находит в ней источник радости, органически переживает ее и проявляет свое переживание. В частности, это выражается в четырех последних положительных характеристиках любви. «Все покрывает». Покров любви есть, прежде всего, покров активного сострадания и помощи. В частности, покрывает и человека, находящегося в нравственной беде, падшего. Она своим сочувствием как бы даже и частично снимает его вину. «Всему в ерит» – доверие относится к предметам любви, а не ко всему. «Всего надеется» – любовь ожидает от объектов любви всего лучшего: лучших отношений, лучших призывов, лучших плодов. И это ожидание олицетворяется в надежде. «Все переносит»: трудности, невзгоды и скорби. И не только в надежде на их скорое разрешение. Любовь значительней и выше всяких невзгод и их тяготящая сила – слабее воспаряющей силы любви. Любовь даже с радостью переносит невзгоды ради предмета любви.