Греховные радости и скорби

Радости и скорби по своей природе суть состояния фундаментальные, основополагающие, независимо от религиозной жизни человека, его мировоззрения, от качества и степени его темперамента, большей или меньшей сознательности его нравственной жизни. Мотивация и для скорбей и для радостей лежит в области желаний. Исполняемые желания являются источником радостей. Наоборот, неисполняемые желания являются источником скорбей. "Желаете и не имеете, - говорит апостол, - убиваете и завидуете, и не можете достигнуть… Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений... Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4,2-4). Следовательно область вожделений (желаний), в основном, простирается на материальную сферу сего мира, который по своей противоположности миру небесных стремлений и переживаний становится источником "вражды против Бога", и поэтому область мирских вожделений по нравственному смыслу неизбежно греховна. Следовательно, связанные с этой областью радости и печали также неизбежно греховны, тем более что большей частью они имеют плотский характер - либо прямо, либо косвенно. Даже скорби "всечеловеческие", понятные и органичные природе человека (голод, болезни и смерти ближних и так далее), хотя бы отчасти, оказываются пронизанными греховными переживаниями. Эта греховность часто связана с чрезмерностью скорби, не соответствующей степени вызвавшего ее события. Например, недостаток в пище обычно переживается особенно скорбно не зависимо от реального количества пищи, а от сравнения с состоянием насыщенности, бывшего до "голода", либо с положением, в котором находятся другие люди (куры денег не клюют). Тогда скорбь от голода усиливается завистью, о чём и пишет ап. Иаков. Эта греховность является также результатом нравственной дезориентированности скорбящего. Тогда даже нормальный материал пожеланий (например, здоровье), неправильно ориентированный нравственно, и по цели и по плодам становится греховным, и скорбь от неполучения - тоже греховной. (Так, желание того же здоровья не во славу Божию, и не для служения, и не для восстановления цельности искаженной болезнью личности, а просто - чтобы избавиться от болезненных ощущений, а то и для более легкого осуществления плотских похотений, - греховно). Но основное место среди скорбных переживаний, носящих нравственно нечистый характер, занимают скорби, связанные с человеческими взаимоотношениями, особенно, когда они имеют более или менее выраженный конфликтный характер. В зависимости от темперамента и нравственных особенностей, такие скорби принимают затяжной вид, хотя поводом может быть разовый эпизод, не имевший конкретного продолжения. В нравственном отношении это почти неизбежно связано с грехом злопамятства. Очень часты переживания скорби, связанные с наиболее близкими людьми (родственниками, друзьями); они тем сильнее, чем более выражен "собственнический" тип личности. "Собственник" по своей природе непременно ждет от ближних нужного ему вида и содержания отношений, как во внешнем, так и во внутреннем выражении, и требует его. Не встречая его, скорбит. Причем скорбь выражается различно, в зависимости от темперамента и других свойств личности. Неправильно было бы представлять, что скорбь выражается только в меланхолических формах. Скорбь это переживание недовольства, обычно в форме ощущения резкого дискомфорта, поэтому мотивом для скорби может стать что угодно от короткого дождя до косого взгляда на улице. Помимо христианского самосознания и нравственного закона переживание скорби имеет натуралистический, природно-органический характер, но т.к. природа человека искажена грехом, то и переживание такой скорби оказывается нравственно нечистым. То же можно сказать и о переживании радости, вне и помимо христианского самосознания и нравственных идеалов христианства. Будучи по внутреннему психологическому устройству одного рода с христианской нравственной радостью, она (радость натурально-психологическая) по причине нравственной бессодержательности переживания оказывается нечистой, небезгрешной, хотя это и не всегда самоочевидно. Вполне и для каждого это очевидно лишь тогда, когда радость проявляется как явный результат осуществленного греха. Еще понятнее это, когда грех осуществляется в плотской области, либо когда он связан со скорбью или неприятностью для ближних. Но менее понятно нечистое содержание радости, когда она является естественным выражением типа психологического устроения, которому радостные переживания по природе более свойственны, чем скорбные; это нечистое содержание открывается только чистому христианскому устроению. Во всяком случае, всегда, когда жизнь идёт в стихиях своеволия, открываются клапаны для переживаний как греховных скорбей, так и греховных радостей. Обычно, если речь не идет об особом типе психопатического устройства, людям свойственно ждать и искать радостей, поскольку по типу это переживание является приятным, и его свойственно ожидать каждому человеку. Особый вид грешного переживания – «все не в радость», включая и саму жизнь, что понятно при греховном разрыве связи с Богом. Можно отметить также греховный вид радости чрезвычайно искаженного сердца – «несчастью других» (злорадование). Оно хорошо было известно ветхому человеку (Пс. 34, 26).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: