В нефтяной промышленности применяют ЭЦН с подачей от 40 до 700…1400м3/сут, с напором до 1800 м.
Погружные насосы по диаметрам и поперечным размерам подразделяются аналогично установкам на группы 5, 5А, 6. Группа 5 — насосы с наружным диаметром корпуса 92 мм, группа 5А— 103 мм, группа 6—114 мм.
В зависимости от характеристики откачиваемых сред установки ЭЦН выпускаются трех конструктивных исполнений:
Исполнение 1—обычное для откачки жидкостей с содержанием механических примесей of 0,1 г/л.
Исполнение 2— установки УЭЦНИ — повышенной износостойкости, для откачки пластовых жидкостей с содержанием механических примесей не более 0,5 г/л.
Исполнение 3 — установки ЭЦНК — повышенной коррозионностойкости для откачки пластовых жидкостей, содержащих до 1,35 г/л сероводорода, водородный показатель рН 6—8,5.
Корпус многоступенчатого погружного электронасоса представляет собой стальную трубу, точно обработанную по внутренней поверхности и имеющую с обоих концов резьбу.
С нижней стороны в корпус завинчивается основание насоса 5, по окружности которого закреплена приемная сетка 3, не допускающая попадания в полость насоса механических частиц, а с верхней стороны - ниппельная гайка 12. Непосредственно к основанию насоса прилегает специальная втулка 6, а за ней укладываются направляющие аппараты 10 в сборе с рабочими колесами 8. Над последним верхним направляющим аппаратом монтируется верхний подшипник 11. Все эти детали при монтаже зажимаются между основанием насоса и ниппельной гайкой и, таким образом, удерживаются в неподвижном состоянии.
|
|
Рабочие колеса связаны с валом насоса призматической шпонкой и могут смещаться вдоль вала; при работе каждое колесо опирается на торцовый выступ расположенного под ним направляющего аппарата. Благодаря такой посадке осевые нагрузки от колес передаются непосредственно на направляющие аппараты и через них на основание насоса.
Между колесами и направляющими аппаратами с целью уменьшения трения устанавливаются текстолитовые шайбы 9, запрессованные в кольцевой паз на нижнем торце колеса, и шайбы 7, надетые на его втулку сверху.
Осевое усилие, возникающее вследствие давления жидкости на верхний торец вала, воспринимается сдвоенным радиально-упорным подшипником 2, а случайные осевые нагрузки, направленные вверх, воспринимаются третьим радиально-упорным подшипником.
Верхняя опорная пята скольжения 13, состоящая из набора текстолитовых и бронзовых шайб, имеет вспомогательное значение, воспринимая часть осевой нагрузки и предотвращая продольный изгиб вала.
Корпус насоса соединяется с колонной подъемных труб при помощи ловильной головки 14, которая навинчивается на выступающую часть ниппельной гайки 12. Головка имеет внутреннюю резьбу, соответствующую резьбе насосно-компрессорных труб, и специальные наружные проточки для выполнения ловильных работ. На нижний конец вала надета шлицевая муфта 1 для соединения с валом протектора.
|
|
Принцип работы центробежного насоса заключается в том, что увеличение напора жидкости, протекающей через него, происходит при вращении рабочих колес, которые являются основным органом насоса.
35 Конструктивное исполнение гидрозащиты ПЭЦН и принципы ее действия. Конструкции специальных кабелей для привода ПЭЦН.
Гидрозащита предотвращает попадание пластовой жидкости в полость погружного электродвигателя. Состоит гидрозащита из протектора и компенсатора.
Протектор имеет две камеры, заполненные рабочей жидкостью электродвигателя. Камеры разделены эластичным элементом - резиновой диафрагмой с торцевыми уплотнениями. Вал протектора вращается в трех подшипниках и опирается на гидродинамическую пяту, которая воспринимает осевые нагрузки.
Выравнивание давления в протекторе с давлением в скважине происходит через обратный клапан, расположенный в нижней части протектора. Пробка обратного клапана должна выворачиваться перед спуском в скважину агрегата.
Компенсатор состоит из камеры, образуемой эластичным элементом - резиновой диафрагмой, заполняемой рабочей жидкостью электродвигателя.
Полость за диафрагмой сообщается со скважиной отверстиями. Диафрагма защищена от повреждений стальным корпусом.
Протектор для защиты погружного двигателя
1 — верхняя головка; 2— корпус; 3 — кольцо неподвижное; 4 — плата; 5 — ниппель нижний; 6 — диафрагма; 7 — корпус платы; 8 — вал; 9 — уплотнитель-иое кольцо; 10 — головка нижняя.
Кабель имеет плоское сечение (б) на длине погружного агрегата для сокращения диаметра агрегата. Рядом с трубами идет обычно круглый кабель. В настоящее время выпускается круглый кабель с сечением, практически близким к треугольному (а)
Кабель выпускается с полиэтиленовой изоляцией, которая накладывается на жилы кабеля в два слоя. Три изолированные жилы кабеля соединяются вместе, накладываются предохраняющей подложкой под броню и металлической броней. Металлическая лента брони предохраняет изоляцию жил от механических повреждений.
Кабель круглый имеет шифр КПБК (кабель пластмассовый, бронированный, круглый), плоский - КПБП. Площадь сечения жил равна 10, 16, 25, 35 и 50 мм2. Допустимое давление пластовой жидкости, окружающей кабель, составляет 20 МПа, допустимый газовый фактор - 180 м3/м3. В статическом положении кабель может работать при температуре воздуха от - 60 до 50°С на воздухе и до 90°С в жидкости. При ремонтах и изгибе кабеля температура не должна быть ниже - 40°С.
У погружного двигателя кабель заканчивается штепсельной муфтой, которая соединяется с обмоткой статора двигателя.
Однако ограниченные размеры цилиндрического штыря и ниппеля такого соединения приводят к большой плотности тока, нагреву кабельного ввода и выходу его из строя. Поэтому разработана новая конструкция соединения кабеля - с обмоткой двигателя со штепселем ножевого типа, большей площадью контакта соединяющихся деталей и более надежной изоляцией соединения от внешней среды и от верхней полости двигателя.
1 - жила кабеля; 2 - электроизоляция и слой, защищающий от внешней среды; 3 - подложка под броню; 4 - металлическая броня.