Управление долгом. Реструктуризация долга. Предельные объемы долга. Предельные объемы расходов на обслуживание долга

Государственный кредит как экономическая категория выражает со­вокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставле­ния ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений может выступать в роли: заемщика, кредитора или гаранта.

К основным задачам государственного кредита относятся:

1. финансирование бюджетного дефицита;

2. проведение международной и региональной финансово-кре­дитной политики;

3. поддержка социально-приоритетных секторов и видов дея­тельности.

Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.

В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг.

Государственные заимствования в России могут быть двух видов:

- государственные заимствования Российской Федерации;

- государственные заимствования субъектов Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации – государст­венные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты от дру­гих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредит­ных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Государственные заимствования Российской Федерации могут быть внутренними и внешними.

Под государственными заимствованиями субъектов Российской Феде­рациипонимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организа­ций, иностранных банков и международных финансовых организа­ций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними. Под государственными внутренними заимствованиями Россий­ской Федерации (или субъекта Российской Федерации) понимаются государственные займы, осуществ­ляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под государственными внешними заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федера­ции осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефте­газового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Помимо уже отмеченных видов государственных займов их можно дополнительно классифицировать по целому ряду дополнительных признаков:

1. по обращению на рынке: рыночные займы – свободно продаются и покупаются (явля­ются основными при финансировании бюджетного дефицита); нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке цен­ных бумаг и выпускаются государством для привлечения опре­деленных инвесторов;

2. по срокам погашения: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (от пяти лет и более);

3. по обеспеченности долговых обязательств: закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государст­ва или данного муниципалитета;

4. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выку­паются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачи­вается вместе с суммой основного долга. Такие облигации на­зываются облигациями с нулевым купоном;

5. по методу определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом;

6. в зависимости от сроков погашения: обязательства с правом досрочного погашения; обязательства без права досрочного погашения.

Наиболее общим официальным определением понятия «управление государственным долгом», можно признать определение, содержащееся в Наставлениях по управлению государственным долгом, подготовленных сотрудниками Международного валютного фонда и Всемирного банка. В соответствии с этим документом управление долгом – это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволит привлечь необходимую сумму финансирования, выполнить целевые установки правительства в отношении степени риска и затрат, а также решить любые другие задачи, поставленные правительством в области управления государственным долгом, например, задачу создания и поддержания эффективно работающего рынка государственных ценных бумаг.

В Законе Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области» содержится перечень мероприятий в области управления государственным долгом. В частности, к такие мероприятия включают в себя:

- разработку программы государственных внутренних заимствований Волгоградской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

- привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- привлечение кредитов от кредитных организаций;

- выпуск государственных ценных бумаг Волгоградской области;

- разработку и принятие нормативных правовых актов об условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Волгоградской области;

- разработку программы государственных гарантий Волгоградской области;

- исполнение обязательств по государственным гарантиям Волгоградской области;

- определение методов управления государственным долгом Волгоградской области;

- погашение и обслуживание государственного долга Волгоградской области;

- реструктуризацию долга;

- обеспечение списания долговых обязательств с государственного долга Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- анализ и контроль состояния государственного долга Волгоградской области;

- учет движения долговых обязательств и ведение государственной долговой книги Волгоградской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: