Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса

Правовые основы оценочной деятельности. Субъекты и объекты оценочной деятельности. Особенности оценки предприятия как имущественного комплекса и бизнеса. Виды стоимости, рассчитываемые оценщиком. Основные подходы, используемые для оценки бизнеса (затратный, доходный, рыночный). Преимущества и недостатки каждого подхода. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.

В соответствии с ФЗ «Об оценочной деят-ти в РФ» «под оценочной деят-тью понимается деят-сть суб оценочной деят-ти, напр-ая на установление в отношении объектов оценки рын или иной стоимости» Суб оцен деят-сти выступают физ и юр лица, органы гос власти и саморегулируемые орг-ции оценщиков. Оценивать объекты могут физ лица – оценщики, кот-ые яв-ся либо ИП, либо раб-ами оцен. компаний. Объекты оцен деят-ти: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица; право собственности и иные вещные права на имущество; права требования, обязательства (долги); работа, услуги, информация.

Особое место занимает бизнес. Объект - деят-ть, направ-ая на получение прибыли и осущ-я на основе функц-я имущ комплекса пр-я. Особенности: оценивается СК и отдельные части имущественного комплекса (матер А и НМА); учет наличия юр.прав; учет будущей отдачи; риск возможных потерь; влияние внешней и внутренней среды.

В стадартах оценки определено 10 видов стоимости: 1. По степени рыночности: рыночная ст-ть; ст-ть объекта оценки с ограниченным рынком; 2. В зависимости от методологии оценки: ст-ть замещения объекта оценки (изготовление аналога с учетом износа); ст-ть воспроизведения (точная копия с учетом износа); 3. От предполагаемого состояния объекта после оценки: ст-ть объекта оценки при существующем использовании; ликвидационная ст-ть; 4. От конкретных целей: инв. ст-ть; для целей н/о; утилизационная ст-ть; специальная ст-ть (страховая, таможенная).

Процесс оценки можно представить в виде алгоритма: 1. Определение цели и задач. 2. Составление плана оценки. 3. Сбор, проверка и анализ инфо. 4. Выбор обоснованных подходов к оценке. 5. Расчет стоимости объекта на основе выбранного подхода. 6.Согласование результатов и подготовки итогового заключения. 7. Отчет о результатах оценки стоимости. 8. Представление и защита перед заказчиком.

Подходы и методы, исп. для оценки:

1. Затратный – определяет ст-ть пр-я на основе понесенных издержек.

А) метод оценки ст-ти ЧА. Из обоснованной рыночной ст-ти А вычитают текущую ст-ть обязательств.

Б) метод ликвидационной ст-ти. Разница м/д доходами от ликвидации пр-я, полученной в результате раздельной распродажи А, и расходами на ликвидацию.

Оперд-ся затраты на создание основных фондов, покупку нематериальных активов, оборотных активов, оценивается деловая репутация пред-я. По тем активам, которые изнашиваются, начисляется износ (физический, функционал, внешний). Разница между этими величинами составляет ст-ть бизнеса затратным методом.

«+»: позволяет оценить затраты на возведение объекта.

«-»: Сложно оценить ст-ть деловой репутации, конкурентоспособности.

2. Доходный – определение тек. ст-ти будущих доходов, которые возникают в результате исп-я им-ва и возможной продажи.

А) капитализация прибыли. Ст-ть пр-я = ЧП/Ставка капитализации. Ставка кап-ции: *безрисковая ставка, скор. на вел-ну риска, характ для данной компании. *ЧП аналога/рын.ст-ть аналога. *требуемая ставка дох-ти – темп роста потока доходов.

Б) дисконтирование ден. потоков. Представляет собой сумму привед. чистого дохода от пр-я за период владения им. ЧДП = сумма прибыли + амортизация.

«+»: учитывается величина осн. параметра, для которого создается пр-е, т.е. получение дохода; признан теоретически обоснованным в мире

«-»: трудоемкий; из всех показателей фин. состояния рассматривается один – прибыль; требует высокого уровня оценщика.

3. Сравнительный – осуществим в условиях существования рынка сопоставимых объектов.

А) метод фирмы-аналога. Базой для сравнения явл индивидуальная цена акции ОАО-аналога.

Б) метод сделок. Ориентирован на цены приобретения пр-я в целом либо контр пакета.

В) метод отраслевых коэффициентов. Базируется на исп-и соотн-й м/д ценой и фин. показателем.

«+» отражает реальный спрос и предложение; ориентируется на факт.цены на рынке.

«-»не учитывает перспектив в будущем; возможен при наличии достоверной инфо-; сложные корректировки в промежуточных расчетах.

На основе оценки стоимости бизнеса принимаются следующие упр. решения: о к-п; привлечении ср-в под залог пр-я; при слиянии и поглощении определение коэф-та конвертации - доли УК старого пр-я по отн-ю к новому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: