Российское ораторское искусство

Ораторское искусство в Древней Руси было важнейшей частью культуры русского народа. Уже в феодальный период наряду с былинно-песенным народным творчеством встречаются несколько видов русского красноречия. Это устная народная история, которая затем составила основу летописей. Высокое развитие получило политическое красноречие. Речи звучали на сходках старейшин, народных собраниях и особенно вече, которое представляло собой в некоторых городах России высший орган власти. Вечевая речь отличалась четкостью композиции, предельной лаконичностью и в то же время высокой образностью, умением сжато и энергично выразить политическую программу. В Древней Руси придавалось большое значение военному красноречию. В годы военной опасности князья и воеводы обращались к войску и народу с призывом проявить мужество, стойкость и сделать все для победы над врагом. На новгородской земле в речи Александра Невского прозвучала бессмертная фраза: «Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет, на том стояла, и стоять будет Русская земля». Замечательным образцом красноречия Киевской Руси является «Слово о полку Игореве» - произведение нескольких жанров: ораторской речи, военно-исторической повести, героической песни. Весь комплекс выразительных средств «Слова» использован так, что напоминают страстную речь древнего русского воина. Высокой эмоциональностью отличалось торжественное красноречие - на пирах, тризнах (часть погребального обряда), по другим случаям. Торжественные речи произносились на площадях при встрече победителей. Духовное красноречие в Древней Руси развивалось после принятия христианства. Это был своеобразный сплав русского устного народного творчества и традиций восточного христианского проповедничества. Перечисленные виды красноречия существовали и развивались на Руси не только в период феодальной раздробленности. Они служили заметными признаками социальной жизни и во времена становления единого централизованного государства. В начале 17 века на Руси появляется достаточно развитая теория ораторского искусства. Первый русский учебник «Риторика» составлен вологодским епископом Макарием в 1617 году. Но становление теории русского ораторского искусства связано с именем М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля, поэта. В 1748 году он написал «Краткое руководство к красноречию», которое стало учебником для многих российских ораторов, а также студентов первых российских университетов. Здесь Ломоносов раскрыл убеждающую силу ораторского искусства, подчеркивал логическую значимость аргументов, уделял много внимания средствам повышения эмоциональности речи. Эта книга написана великолепным русским языком. Она и сейчас поражает яркостью и свежестью, предельной лаконичностью и простотой изложения. Ораторское искусство в России XVIII - начала XIX века ограничивалось художественным, академическим, дипломатическим и военным красноречием. Широко известно обращение Петра 1 к воинам перед Полтавским сражением 1709 года. Замечательным представителем русского военного красноречия был великий русский полководец А.В. Суворов. Он находил в своих речах путь к сердцу каждого солдата. Своеобразный ораторский стиль делал понятными солдатским массам излагаемые им правила науки побеждать. Меткие словечки, лаконичные поучения и образные сравнения схватывались на лету и становились руководством к действию. Наследником суворовского красноречия, как и его военного искусства, был великий полководец М. И. Кутузов. Он отлично знал психологию солдат и умел найти с ними общий язык. В период обострения классовой борьбы, крестьянских восстаний и бунтов в России выдвигались народные ораторы, которые пламенными речами поднимали народ на борьбу с угнетателями. Незаурядными ораторскими талантами обладали вожди крестьян Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Что касается теории ораторского искусства, то после Ломоносова в ней не наблюдается заметного движения вперед. Лишь в начале XIX века издаются книги по риторике Н. Ф. Кошанского, М. М. Сперанского, Я. В. Толмачева и др. Появляются также переводы на русский язык произведений древности и некоторых европейских авторов. Это свидетельствует о довольно высоком уровне развития теории русского ораторского искусства. Она была своеобразным сплавом античной риторики, национальных русских традиций и достижений Запада. Она не уступала теории красноречия западноевропейских стран. Русские революционные демократы (Белинский, Чернышевский) и русские писатели уделяли немало внимания теории красноречия, считая его неотъемлемой частью национальной культуры. В. Гоголь, будучи сам великолепным лектором, требовал от преподавателей высшей школы четкой композиции, словесной изобретательности и увлекательности речи. Концепция Гоголя о художественной природе университетского образования стала основой в академическом красноречии, которое в 19 веке было ведущей разновидностью ораторского искусства. Большими знатоками и поборниками прогрессивного, связанного с жизнью ораторского искусства были писатели А. П. Чехов, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др. Выдающимися представителями русского академического красноречия были профессора университетов Т. Н. Грановский, С. И. Соловьев, В. О. Ключевский и др. Многие русские ученые умели создавать в аудиториях атмосферу научного воодушевления, в котором наиболее полно и целостно проходил сложный процесс восприятия и усвоения научных истин. Это такие ученые как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и др. Во второй половине 19 века в России достигли высокого совершенства как практика, так и теория судебного красноречия. Наиболее яркие представители: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.Я. Александров, А.И. Урусов, В.Д. Спасович. Для их ораторского творчества характерны общие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Они не раз вставали на защиту справедливости. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатые стилистические и интонационные возможности устной живой речи. А 1910 году выходит оригинальный труд по теории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщикова (псевдоним - Л. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка ораторского выступления, организация материала, завоевания внимания и т. д. сохраняют практическую ценность и в наши дни. К работе П.С. Пороховщикова близки труды по ораторскому мастерству выдающегося русского юриста Александра Федоровича Кони. Это «Приемы и задачи обвинения», «Советы лекторам» и др.

6. социально-политическое красноречие. Социально-политическое красноречие включает в себя политическую речь (выступление с определенной политической программой), митинговую речь (имеет своей целью мобилизацию масс, призыв к какому-то действию), агитационную речь (разновидность митинговой, отличающаяся масштабом и степенью эмоционального накала), доклады на социально-политические темы и различные отчетные доклады социально-политического характера. Именно от социально-политического красноречия берет начало история развития ораторского искусства, получившая свою научную базу в Древней Греции V века до н.э. Здесь в Афинах, раздираемых общественными противоречиями в период становления демократии, красноречие было сильнейшим орудием борьбы. Политический деятель должен был публично отстаивать свою точку зрения, убеждать народное собрание, чтобы повести его за собой. Лучшими представителями блестящей плеяды политических ораторов были Демосфен и Эсхин. Их спор «О венке» вошел в золотой фонд ораторского искусства. Развитие социально-политического красноречия в Древней Греции было столь бурным и плодотворным, что послужило базой для создания теории красноречия — риторики, в которой Аристотель впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, определив его назначение как «возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». В России социально-политическое красноречие достигает высокого развития в наиболее острые периоды общественной борьбы. Здесь возникла школа пролетарского политического красноречия в противовес демагогическому буржуазному политическому красноречию. В годы нарастания революционного подъема из рабочей среды выдвигаются подлинные пролетарские трибуны. Теперь невозможно представить себе на трибуне оратора с театральными жестами, играющего обертонами своего голоса, рассказывающего притчи и ловко выруливающего от них к сути дела. В условиях предельной насыщенности информацией «цветы ораторского красноречия» и «хитроумные словесные бои» ни у кого не вызывают интереса. Не популярны сейчас пафос и торжественная патетика. Деловые и напряженные будни выдвинули оратора немногословного, дорожащего своим и чужим временем, делового, но с чувством юмора, эмоционального, но с эмоциями, как бы зажатыми внутри, не выпускаемыми на простор. Убеждает он не эмоциями, а фактами, логикой. Нет сомнения, что ораторский дар в разной степени свойствен разным людям, но это означает лишь, что каждому желающему научиться хорошо говорить с трибуны понадобится разное время для овладения этим искусством. Давно стал классическим пример с Демосфеном, который сам сделал себя прекраснейшим оратором, громадными усилиями превозмогая природные речевые недостатки. Многие менее известные примеры говорят о том, что почти каждый нормальный человек, умеющий мыслить, может научиться и хорошо говорить. Важно лишь осознать эту необходимость, знать свои особенности и возможности, уметь критически их оценивать и постоянно работать над собой.

7. АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ В РОССИИ. Выдающимися представителями академического красноречия были профессора университетов Т.Н. Грановский, С.И. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Многие русские ученые умели создавать в аудиториях атмосферу научного воодушевления, в котором наиболее полно и целостно проходил сложный процесс восприятия и усвоения научных истин. Это такие ученые как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов и др. В этом ряду достойное место занимает выдающийся анатом, физиолог и педагог Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909). Читаемые им курсы занимали особое место в интеллектуальной жизни Петербурга, да и всей России. Лесгафт сначала был профессором университета в Казани. В Петербурге его лекции посещали не только естественники, но и юристы и филологи. Аудитория буквально ломилась от желающих услышать его. По общему признанию, лекции Лесгафта по анатомии совершали в людях душевный переворот, оставляли глубокий след на всю жизнь. Он не только давал знания по предмету, а и развертывал цельное научно-философское мировоззрение, красивое и гармоничное. С удивительным искусством, описывая частные явления, он воспроизводил панораму взаимопроникновения науки и жизни. Содержание и внешняя форма лекций Лесгафта по анатомии были таковы, что некоторые слушали их несколько лет кряду. В жизни многих своих учеников и учениц он занял исключительное место и потому, что роднил их характером личного отношения к окружающим и гуманностью своих общественных идеалов. «Учитель жизни» - так часто называли Лесгафта те, кто прошел его школу. П. Ф. Лесгафт ставил перед собой трудную задачу - развивать у своих слушателей энергию, настойчивую работу мысли, последовательно приучать их быстроте соображения, к инициативе, вооружать их критериями истины и твердостью убеждений. Выдающимся лектором был советский ученый геохимик и минералог, академик Александр Евгеньевич Ферсман. В 20-30 годы его лекции поражали воображение необычностью тематики и красочностью изложения. Одной из своих задач ученый считал пробуждение у слушателей интереса к открывающимся перед ними областями знаний. Он справедливо полагал, что надежнее всего наделить их собственными эмоциями и энтузиазмом. Он умел создавать своими выступлениями такую творческую атмосферу, в которой совместный поиск в мышлении создавал новые идеи. Неповторимым лектором был выдающийся советский генетик, ученый-растениевод Николай Иванович Вавилов. В 20-30 годы его лекции оказывали огромное воздействие на аудиторию. Его лекции были насыщены фактами, аудитория была завешена таблицами и картами, приносил на лекцию массу книг, журналов, фотографий. Слушатели заражались его оптимизмом, безграничной преданностью науке, страстным патриотизмом и заботой о процветании Родины.

8. судебное красноречие. Как прокурорская, так и адвокатска я речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях - необходимые условия успеха таких публичных выступлений. Вместе с тем в них существенен психологический момент, обязательна как можно более полная и верная характеристика личности подсудимого, а тем более, мотивов преступления. В суде всегда речи прокурора и адвоката противостоят друг другу, носят состязательный характер. Чье слово окажется сильнее? Кто из них будет более убедителен и соответственно сможет повлиять на приговор суда? Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Как писал Анатолий Федорович Кони, прокурору всегда легче. Он - обвинитель, выступающий от имени государства. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, (формулировок, определения и разбора), из характеристики подсудимого, его деяний, в том числе и заслуг перед обществом, если они есть, морального облика привлеченного к суду. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания. Обращаясь к виду защитительной речи, следует сказать, что адвокату всегда труднее выступать, защита обвиняемого при всех случаях - дело не такое уж легкое. Адвокат акцентирует внимание на былых заслугах подсудимого, смягчающих его вину перед обществом. Адвокатская речь в суде наполнена чувством гуманности и снисхождения. Защитник обязан искать и находить в биографии и деле обвиняемого факты, дающие ему основание просить о снисхождении при вынесении неизбежного приговора. Но сама такая просьба должна серьезно аргументироваться. Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подсудимого. Она по своей сути примыкает к речи адвокатской, хотя и ведется в иной форме и в более трудных условиях. Этот вид речи используется на политических процессах. Как вы сами понимаете, уголовнику, виновному в ограблении, изнасиловании, убийстве и других тяжких преступлениях, фактически ничего не остается, как умолять суд о снисхождении. Иное дело - речь на политическом процессе, когда судьи и обвиняемый представляют совершенно враждебные друг другу классовые лагеря. Известная речь Г. Димитрова на Лейпцигском процессе 16 октября 1933 г. Подобные речи подсудимых всегда воспринимались как пламенные выступления в защиту правды, социальной справедливости, исторического прогресса. Этим определяется пафос и эмоциональный накал таких речей.

9. Социально-бытовое красноречие Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Социально-бытовое красноречие - составная часть духовной культуры общества. Юбилейная, или похвальная речь бывает двух подвидов: а) посвящена какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятии или организации, б) произносимая в честь отдельной, заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем, они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, носит и чисто деловой характер. И тогда она мало чем отличается от политической речи. Иное дело - выступление, посвященное отдельной личности. Например, в связи с ее 70-летнем со дня рождения и 50-летнем научной, художественной или иной деятельности. Такие, как правило, короткие речи произносимые в торжественной и дружеской атмосфере, выражают уважение и почет юбиляру, наполнены добрыми чувствами и хорошими пожеланиями. В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они нередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов. Застольная речь - тост, также делится на два подвида: а) это слово, произносимое на официальных, в особенности на дипломатических приемах. Здесь известная доля приподнятости, а нередко и дружеских чувств. Они ближе к социально-политическому красноречию; б) иное дело - тост как часть фольклора. В нем допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны и славословия. Но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нотка. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяет интонацию такой застольной речи, является ее атрибутом. Опытный тамада - мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда о ком сказать. Его слово может быть подхвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых отметил А. Л. Чехов в рассказе «Оратор» (1886г.) в образе Запокойкина. Этот выпивоха обладал «редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Но таких типов приличное обществом своим тамадой не выберет, да и вряд ли захочет допустить к столу. Надгробная, или поминальная речь. Посвящена ушедшему из жизни. Всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорят в народе, принято добром поминать. В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь. Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений, а нередко - и призыв к здравствующим продолжить дело умершего. Такие речи, как правило, произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, науке, технике, искусстве своим трудолюбием, талантом, честностью.

10. ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА И СТИЛЬ ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. Предназначение оратора - передать знание, убедить, оказать воспитательное воздействие. Компетентность оратора как безупречное знание тех проблем, которые он пропагандирует. Информированность оратора должна повышать информированность слушателей. Общие знания оратора должны сочетаться с тщательной подготовкой к каждому публичному выступлению. Импровизация в ораторской речи как умение быстро составить мысленный план речи по хорошо известному предмету и выбрать подходящую форму выражения. Требования к оратору: умение подготовить речь, свободно держаться, владеть голосом, жестом, мимикой, реагировать на поведение аудитории, подчиняя ее своей воли.Скованность, неуверенность, малейшая фальшь в поведении немедленно подмечаются слушателями, тем самым снижая эффект речи.Современный оратор не поучает собравшихся, а скорее беседует с ними, делиться своими мыслями.Оратор должен обладать сильной нервной системой, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Поиск оратором собственного стиля речи. Три стиля красноречия: строго рациональный и внешне спокойный, эмоционально насыщенный и темпераментный, средний или синтетический с лучшими чертами первого и второго стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: