На процесс изнашивания рабочих поверхностей деталей машин оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на две группы:
1) факторы, влияющие на износостойкость деталей;
2) факторы, влияющие на изнашиваемость деталей.
Под изнашиваемостью в данном случае подразумевается.свойство материала детали поддаваться изнашиванию. Износостойкость есть свойство, противоположное изнашиваемости.
К факторам, влияющим на изнашиваемость деталей, относятся: вид трения сопряженных деталей; характер и величина удельных нагрузок на поверхностях трения; относительные скорости перемещения трущихся поверхностей; форма и размер зазора между сопряженными поверхностями; условия смазки трущихся поверхностей; наличие, размер и форма абразива, участвующего в процессе трения, и физико-механические свойства абразива.
Из физико-механических свойств твердость оказывает наибольшее влияние на износостойкость материала. Более твердые металлы и сплавы изнашиваются медленнее
|
|
При изготовлении деталей бурового и нефтегазопромыслового оборудования, работающего в сложных условиях, широко применяются высокопрочные' хромистые, хромо-никелевые и другие легированные стали со значительной вязкостью.
Следующим важным фактором, влияющим на износостойкость деталей машин, является качество поверхности трения после механической обработки. Качество обработанной поверхности характеризуется совокупностью геометрических параметров и физико-механических свойств поверхностного слоя материала.
Определение наивыгоднейших и мах зазоров
Нормальные – размеры и технич. харак-ки, соответствую щие рабочим чертежам.
Допустимые - размеры и технич. харак-ки, которые отличаются от нормальных, но не уменьш работоспособ-ть.
Предельные – соответствуют предельному состоянию при достижении которого дальнейшееиспользованиенедопустимо.
Работоспособность ограничивается величиной зазора.
Рисунок – Изменение зазора в сопряжении вследствие износа
Если обозначить Sнач – установленный начальн зазор, Sпр – зазор после приработки, Sмах – максимал допустимый зазор, Т1- время приработки, Т2 – продолжительность работы, Т – общий ресурс сопряжения, I’пр, I’’пр – износ вала и подшипника за период приработки, Iвр,Iпр – износ вала и подшипника за период работы, Iр – общий износ вала и подшипника, В1, В2 – износ за единицу времени.
Но т.к , то
Отсюда видно, что чем меньше начальный зазор и износ приработки, тем сопряжение долговечнее. Влияние этого зазора зависит от точности изготовления и должна находиться в пределах: .
Уменьшение зазора в сопряжении до hmin равного сумме значений неровностей пов-ти вала и подшипника, нарушает условие жидкостного трения. Таким образом, необходимо соблюдать условия: