Сущность способа ремонтных размеров заключается в том, что одну из изношенных деталей сопряжения, обычно более трудоемкую, подвергают механической обработке до заранее установленного ремонтного размера, а другую деталь заменяют новой или заранее отремонтированной до этого же ремонтного размера.
Преимуществами свободных ремонтных размеров являются минимальная трудоемкость механической обработки и максимальное количество ремонтных размеров.
Недостатки этого способа: 1) нельзя изготовить другую деталь сопряжения, пока не отремонтирована более трудоемкая; 2) исключается взаимозаменяемость деталей.
Рис. 5.2. Схема определения ремонтного размера:
а — при равномерном износе вала; б — при одностороннем износе вала
Для определения ремонтных размеров пары вал — подшипник рассмотрим следующие два случая:
1) износ вала равномерный по окружности (рис. 5.2, а);
Ремонтные размеры шейки вала определяются из следующих соотношений:
1ремонтныйразмер
II ремонтный размер
|
|
где — первоначальный диаметр вала, мм; -ремонтные размеры вала, мм; — максимальная величина износа вала на диаметр, мм; -припуск на сторону на механическую обработку для получения ремонтного размера, мм; w — ремонтный интервал, мм
Число ремонтных размеров для валов
где — предельно допустимый наименьший размер вала, мм.
2) износ вала односторонний. Соответственно имеем:
Соответственно вычисляются ремонтные размеры втулки. Положительными сторонами способа ремонтных размеров являются: увеличение срока службы и простота технологии ремонта более дорогой итрудоемкой детали сопряжения; возможность заранее организовать изготовление заменяемых деталей сопряжения, что позволяет сократить сроки ремонта и снизить его стоимость.
К отрицательным сторонам этого способа следует отнести необходимость в замене сопряженной детали; наличие нескольких ремонтных размеров деталей,. что помимо эксплуатационных неудобств вызывает необходимость иметь лишний резерв запасных частей.
Способ ремонтных размеров применяют при ремонте цилиндров компрессоров и двигателей внутреннего сгорания, цилиндровых втулок поршневых насосов, шеек коленчатых валов, зубчатого венца стола ротора и других деталей.