ЖЦТ – изменение объема продаж и прибыли на протяжении времени жизни товара. Когда говорим о ЖЦТ, то имеем в виду следующее:
§ срок жизни товара ограничен
§ объем продаж продукта включает в себя несколько этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, возможности и проблемы
§ на разных стадиях ЖЦТ прибыль, которую приносит товар, варьируется
§ каждая стадия ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.
Основные этапы:1. Разработка, в ходе которой компания находит и воплощает в жизнь новую идею. В это время объем продаж равен нулю, а объемы инвестиций растут по мере приближения к заключительным стадиям процесса.2. Выведение на рынок, сопровождающееся медленным ростом объема продаж. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия.3. Рост, период быстрого завоевания рынка и увеличения прибыли.4. Зрелость, рост объема продаж замедляется, так как основная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкурентов.5. Упадок, спад объема продаж и сокращение прибыли. (+ верхняя таблица)
Элементы маркетинговой деятельности на различных стадиях жизненного цикла товара.