Методы обучения. М. о. — это способы взаимосвязанной деятельности пед и учен по осуществлению задач образования, воспитания и развития

М. о. — это способы взаимосвязанной деятельности пед и учен по осуществлению задач образования, воспитания и развития. М. о. есть способ работы учителя и руководимых им учащихся, с помощью которого достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил.М. о. — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.Под М. о. следует понимать способы обучающей деятельности учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Общепринятая классификация М. о. По уровню активности познавательной деятельности: а) объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснения, работа с учебником, демонстрация картин, кинофильмов и диафильмов); б) репродуктивный; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический; д) исследовательский.

По функциям методы: а)устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, школьная лекция, иллюстрирование, демонстрация); б)закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником); в)самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы); г)учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков; д)проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

По источникам познания метолы: а) словесные (рассказ, лекция, объяснение, беседа, инструктаж и т. д.); б) практические (упражнения, тренировка); в) наглядные (иллюстрирование, показ, предъявление материала, демонстрация картин, кино- и диафильмов).

На основе структуры личности методы: а)формирования познания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование); б)формирования поведения (упражнения, тренировка); методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание).

Методы обучения изо ис-ву. В Х1Х в интерес к вопросу о методике препод рис в сош возрастает.вопросом начинают заниматься на только художники, но и психологи, врачи, искусствоведы. специалисты разделились на 2 лагеря: - сторонники геометрального метода (братья Дюпюи, Прейслер, Сапожников), -- натурального (Кульман, Пранг). Разработка методов обуч рисов в сош шло по двум направлениям: представители геометрального метода отстаивали академическое направление в обучении рисунку, научное содержание и руководящую роль педагога. Представители натурального метода, отвергая академическое направление в искусстве и направляющую роль учителя в обучении рисунку, придерживаются метода «свободного воспитания».Представители геометрального метода считают, что, рисуя с натуры предмет, человек не только рассматривает его, но и изучает, то есть рисование с натуры является одновременно и процессом познания реальной действительности. Чтобы изобразить предмет правильно (реалистически), его нужно хорошо изучить —познать характер формы, пропорции, особенности строения. Одновременно с этим ученик должен усвоить правила и законы построения реалистического изображения.

В нач XX века определяются новые методы организации худ творческой деятельности детей, способности развитию творческого объемно-пространственного мышления:

1) игра – как форма приобщения к искусству – увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. (дидактические игры – обучающие - стимулируют мышление, воображение, фантазию, развивают наблюдательность, глазомер, зрительную память; здесь дети знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом, формами предметов, их пространственным расположением),

2) драматизация – как форма занятия искусством (урок-путешествие),

3) уподобление – перевоплощения, использование средств пантомимы.(напр, изобразить чайник),

4)взаимодействие различных видов действий на основе работы с различными худ материалами,

5 ) восприятие – (напр, иллюстрации различных авторов),

поиск и исследование – подразумевает проблемные методы обучения, наводящие вопросы педагога),

6)репродуктивная деятельность – для освоения необходимых навыков, напр, при знакомстве с новой техникой),

коллективная деятельность детей, объединенных единой целью (для развития у детей коммуникативных качеств),

7) групповое творчество –(4 человека – малая группа, более 4 – большая)

8) взаимозависимость процессов созерцания и созидания, с целью создания целостных представлений о том или ином явлении. 9)использование музыки и литературы (как средство эмоционального воздействия, способствует общему развитию ребенка, комплексного подхода к формированию знаний, умений, навыков худ образования и воспитания).

10.1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕэто организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. П. о. направлено на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Достоинства П. о.: способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможности трансформации их в убеждения; формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы; развивает мыслительные способности учащихся; помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях. Недостатки данного метода обучения: в меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков; требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения.

(На примере смешения цветов можно-радуга)

Метод обучения складывается в след.приемах: -традиционные, -словесные, -наглядные, -практические

Классификация: -объяснительно – иллюстративный, -репродуктивный

Пробл.худ.образа: 1. частичный (учитель раскрывает противоречия,показывает пути худ.воплощения образа и соотв.выразит средства и приемы),-.на примере работ художника реалиста к декоративной работе и еще 3 вид и выполнить в такой технике,-на примере добра и зла. 2.частично-поисковый (эвристический) метод совместного творчества-поиск средств выражения происходит в равноправном сотрудничестве с педагогом. Целостное решение худож.образн. проблемы учащихся пока отсутствует. 3.исследовательский. (сам.худ.твор)- учитель организует творч. деятельность, конструирует творч.задания. Учащиеся сам.формируют проблему и находят пути решения. (в студии, дхш). Методы должны сочетаться. Прием – частный случай метода.

11.1.Психологические особенности развития и становления личности в подростковом и юношеском возрасте. Становление личности.

Психоаналитическая теория: развитие как адаптация биологической природы человека к жизни в обществе, выработка у него защитных механизмов и согласованных ее «Сверх - Я» способов удовлетворения потребностей.

Теория социального научения: личность формируется через определенные способы межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая теория: как процесс становления «Я».

Подростковый период( с 11-12 лет до 14-15 лет) Отроческий возраст. Это период бурного физ и псих развития человека. Перед подростком ставить какие-либо цели бессмысленно. Период бурного развития: 2 причины: (переход от детства с ориентацией на взрослого к юности, которая считается психически достаточным возрастом) с одной стороны взрослость, а с другой детское поведение). 1. Физиологический – это период полов созреван.2. Пробуждение впервые к взрослости, потребность быть взрослым, не быть как взрослым (она пережита в школьном возрасте). Что значит, для подростка быть взрослым? значит иметь равные со взрослыми права. хочет, чтобы взрослые видели эту взрослость, признавали ее, уважали, т.е. давали права. центром психической жизни становятся сверстники. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общественно-полезная деятельность. Для подростка Есть еще одна психическая характеристика: подростковый возраст – это возраст активного поиска референтной (референт – советчик) группы. От чего зависит выбор референтной группы: 1. Успешная деятельность. 2. Чтобы был признан в этой деятельности. Во многих конфликтах виноваты родители. Немаловажную роль играет половое созревание:. Вследствие выделения большого числа гормонов, происходит чрезмерная утомляемость. Пед.проблема: отставание нравственного и социального созревания. два психических новообразования: 1. В учебной деятельности должно стать логическое, абстрактное мышление. 2. начинают формироваться взгляды, мнения и впервые появляются осознанные идеалы. Появление идеалов – это психический показатель. Идеалы выбираются по чисто внешним показателям.

Юношеский период (14-15, 17-18) Старший школьный возраст – ранняя юность14, 15 – 17,18 л. Время реального перехода к взрослости, к новой социальной ситуации развития, когда главными качественными новообразованиями психики становятся устремленность личности в будущее. Перед юношами и девушками стоит проблема профессионального и жизненного самоопределения, следовательно ведущей для них становится учебно-профессиональная деятельность. Это время становления мировоззрения, выработки нравственных принципов, формировании характера, проявления и развития индивидуальных способностей, время начала рассвета как физических, так и духовных сил, время романтики, самосовершенствования. Характерно для этого возраста сохранение решающей роли школы, удовлетворения познавательной потребности. возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям. Потребность в общении. Старший шк возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего самоопределения. Старшеклассники претендуют на самостоятельность и более ответственных сферах жизни, чем подростки. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений.не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: