Эстетическое воспитание школьников

Эстет. Воспит. - это деят-ть, направленная на развитие способ-ти уч-хся воспри-мать понимать и создавать прекрасное в природе жизни и иск-ве, она предусматривает выработку эстет-го вкуса и худож-ых представлений.

Эстет.воспит-е связано с худож-ым воспитанием, кот-е предполагает восп-е сред-вами иск-ва, а так же выработку худож. представлений, взглядов, убеждений. Задачи эстетич. воспит.я. 1. Формир-ие знаний по основам эстетики мировой и отечств-ной культуры.2. Формир-ие способ-ей понимать прекрасное в иск-ве природе чел-ке.3. Формир-ть потреб-ти и способ-ти в худож-но твор-ой деят-ти. 4. Формир-ть умение руководствоваться эстет-ми принципами в поведении и труде. Пути осуществление этетич. восп.: учебная деят-ть,(музыка, изо, лит-ра, истор.. технол-я, внекл. раб. предметов (изо), семья (быт, обстановка), СМИ. Сред-ва эстетич.воспит. –произведение иск-ва, произвед-ие лит-ры, эстетич. деятель-сть, худ.-твор.деят-ть. Формы и методы: беседа(об иск-ве), посешение театра, экскурсии в музеи, посешение выставок.

Эстет-ое развитие лич-ти сред-ами иск-ва наз-тся худож-ное восп-ие. оно осуществ-ся ч/з демонстрацию худож-ых произв-ий, их анализ, сообщения, специальные знания организация твор-кой деятел-ти. Особое значение в Э. в. приобретает худож-ное восп-ие, образ-ие и развитие. Худож-ное восп-ие шк-ков — целенапр-но осуществляемый процесс формир-ия у детей способ-и чувст-ать, понимать, любить и оценивать иск-во, наслаждаться им и создавать худ-ые ценности. Худож-ое обр-ие — процесс освоения шк-ками совокупности знаний, умений, навыков, формир-ния мировоззрен-ких установок в обл. иск-ва и худож-ого твор-тва. Худож-но-твор-кое развитие представляет собой, прежде всего, целенаправ-ное формир-ие дарований детей в той или иной обл. иск-ва. Центр-ым звеном X. в. в школе сегодня являются уроки музыки, изобразительного искусства, литературного чтения и др. X. в. занимаются учреждения дополнительного образования детей (художественные и музыкальные школы, школы искусств, кружки, студии, дома детского творчества), а также музеи.

Формир-ие эстет-ой кул-ры – это процесс целенаправленного развития способ-и лич-ти к полноц-му воспит-ию правиль-му пониманию прекрасному в иск-ве и действит-ти. Худ-й потенциал чел-а наиб.полно проявляется в иск-ве. Учеб.план общеобразоват-ой шк. вкл. дисциплину художеств-го цикла – литер-ру, музыку, ИЗО. Она призвана развивать у уч-хся художе-ное мышление, творч-ое воображ-ие, зрит-ую память, пространств-ые представления изобраз-ые способ-ти. Это в свою очередь требует научить детей основам художе-ой грамоте, сформ-ать у них умения пользоваться выразит-ми сред-ами рис-ка, жив-си, лепки, ДПИ. Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произвед-ми иск-ва, арх-уры, научить понимать изобр-ный язык худ-ка, воспитать эмоц-ьно-эстет-ое отношение к произв-ям иск-ва. Принцип связи иск-ва жизни реализуются на занятиях «Иск-во видеть. Ты и мир вокруг нас», «Иск-о вокруг нас», «Каждый народ – худ-к», «ДПИ и жизнь чел-а». Возможности художес-го образ-ния и эстети-го восп-ия уч-хся, ограничены планом и программой. Поэтому они д/б компенсированы в системе дополнит-го образ-ния.

Методика ведения композиц-го поиска и приема разв-я худ образа мышл-я детей на ур. Рис-ия на темы. Худож-ое восп-ие, основанное на идеях развивающего обуч-ия, отдает приоритет задачам, связанным с формир-ем худож-но-образ-го мышл-я, вообр-ия у детей, подчиняя этим задачам все остальные. Задачи по формир-ию зрит-го воспр-ия, обуч-ию навыкам и приемам изобр-ия, обеспечению соответствующего эмоцион-го настроя, несмотря на всю их значимость для развития способ-тей к изобраз-ой деятел-ти, безусловно, подчинены центральной проблеме худож-го воспитания мл. шк-ков - проблеме формир-ия творче-го, худож-но-образного мышления и воображения учащихся. Развивая твор-кие способ-ти детей на ур-х тематич-го рис-ния, надо иметь в виду, что уч-ся 1-2 классов еще не могут самост-но решать композиц-ные проблемы. Их тематические картины явл-ся лишь рассказом, иллюстрацией того, что реб-к хочет поведать зрителю. За композиционной связью м/у предметами он не следит, он их вводит в картину посто-ку, поско-ку этого требует само содержание. В 3-4 кл-ах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь м/у предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потреб-ти их обогащать. В 5-6 кл-ах уч-ся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать худож-ые образы в своих работах. Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом чел-ка того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, с опытом зрит-ых восприятий в частности. У детей 1-2 кл-ов, естественно, меньше этого опыта, чем у 6-кл-ников. Обогащая опыт зрит-ых восприятий реб-ка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способств-ть развитию их воображ-я. Рассматривая изобраз-ое иск-во в шк. как общеобразоват-ый предмет, мы должны следить не только за развитием изобраз-ной деятел-ти детей, но и за развитием их воспр-ий и представл-ий. А представления, как указывает психолог Б. М. Теплов, развиваются только в процессе опред-ой деятел-ти, в т. ч. и в процессе обучения рис-ию. Исходя из этих данных, учитель легче определяет объем знаний и навыков для каждого класса, а следов-но, вырабатывает и правильную методику работы с детьми определ-го возраста. Вместе с тем преподав-лю не следует занижать возможности уч-ков. Шк-иков нужно нацеливать на посильную активную раб-у, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда реб-к будет не только усваивать знания и навыки, но и делать д/себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

В профессион-ом худож-ном образовании задачи по формир-ию образного мышления будущих худ-ков, развитию вообр-ия также находятся в тесном единстве с задачами по овладению худож-ной грамотой, професс-ным мастерством. Нарушение этого единства нега­тивно сказывается на качестве такого образования. Но здесь доля обучения грамоте, развития пространственного мышления, зрительной памяти, цвето-восприятия, чувства пропорций возрастает и очень значительно.

Закономер-ти композ-ого пространств-го решения в рис-ах мл-х шк-ков. Композиция в детском рис-ке играет организующую роль, яв-ся ведущим сред-вом выразит-ти. в процессе обучения реб-к от интуитивного переходит к осознанному использ-нию различных композиц-ых приемов. композиц-ое решение детских работ анализируется с различных сторон: 1. общие свойства композиции; 2. передача простр-тва в рис-ке – плановость (1 или несколько), единственная точка зрения или совмещение неско-ких, боязнь загораживания, стереотип в изобр-ии неба и земли, фризовость, передача глубины в рисунке, линия горизонта – низк., средн., высокая, нарушение перспективности при изобр-ии вертик-но стоящих предметов, 3. эстетич-ие кач-ва композ-ии – симметрия, ритм, соразмерность деталей формату рисунка, 4. передача сюжета в рис-ке – наличие смысловой связи м/у предметами, пересказ, перечисление в рисунке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: