Договор перевозки пассажира является взаимным, возмездным, реальным1 или консенсуальным2 (договор является публичным, когда используется транспорт общего пользования).
Стороны договора: перевозчик – специализированная организация и пассажир (физическое лицо).
Существенное условие договора его предмет – услуга по доставке пассажира в пункт назначения.
Форма договора – простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа – багажной квитанции. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.
Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно приобретенному билету либо другое место с согласия пассажира.
Пассажир вправе сдать к перевозке вещи и предметы с оплатой по установленному тарифу. Пассажир вправе объявить ценность сдаваемого им багажа с уплатой установленного сбора.
Пассажир вправе продлить срок годности билета вследствие болезни, возвратить перевозчику билет с получением назад его стоимости за вычетом установленного сбора.
|
|
Пассажир вправе делать остановку в пути следования.
Пассажир вправе бесплатно провозить с собой детей (или на иных льготных условиях), ручную кладь весом не выше установленного транспортными уставами, кодексами и правилами перевозок.
При несохранности багажа перевозчик возмещает его стоимость и возвращает взысканную за его провоз плату.
За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает законную неустойку, которая носит исключительный характер.
Прибывший багаж храниться бесплатно в течение суток с 00 часов того дня, когда он прибыл. Если багаж не востребован в течение 30 дней, то он продается. Утраченным считается багаж, который не выдан в течение 10 суток с момента прибытия.
При наличии вины перевозчик несет ответственность в форме штрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщении). Так, неустойка железной дороги составляет 3% от платы за каждый час, но не больше провозной платы; авиаперевозчика – 25% от одного МРОТ за каждый час, но не более 50% стоимости билета.
К отношениям по перевозке пассажиров применяются нормы Закона о защите прав потребителей, в том числе в части компенсации морального вреда (ст. 15).
В случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира перевозчик несет ответственность по правилам главы 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда», то есть вне зависимости от вины.