В средневековой Индонезии

В средневековых обществах Индонезии основную массу населения составляли свободные крестьяне, объединенные в малые сельские общины, характерные для средневековой Юго-восточной Азии (вообще любой свободный был членом какой-то конкретной общины). На протяжении VIII—XV нв.. судя по эпиграфическим данным и сведениям нарративных источников, прежде всего с Явы, возрастала зависимость общин вначале от власти монарха. а потом все более и более от власти конкретных частных владельцев. Вместе с тем из общины выделялись представители ее верхушки. Первоначально они пользовались различными првиилегиями, не ывзодя из состава общины имущественно, оставаясь деревенскими чиновниками, а позднее все чаще переходили на положение чиновничества при монархе. Соответственно если наиболее массовая низовая часть слоя эксплуататоров раньше была представлена общинной верхушкой, то в ее составе непрерывно растет (но не стаковятся основной) доля служащих государства—мелких и средних чиновников.

Социальное положение духовенства также менялось; объединенное вначале вокруг крупных по преимуществу храмов, оно чем дальше, тем больше превращалось в корпорацию мелких и средних священнослужителей, в той или иной мере связанных с государственным аппаратом.

Земля в это время на Яве и, видимо, в других развитых областях Архипелага могла быть объектом владения как общины, так и частного лица.

Предметом нашего социально-экономического анализа будет прежде всего хорошо документированная Ява, так как известные нам социально-экономические структуры, характерные для средневековых малайцев, балийцев и др., в принципе сходи с яванскими. Как собственность земля на Яве принадлежала с VIII в. суверенам двух уровней: князьям- рака и выросшему из их среды и стоящему над ними монарху; затем с конца X и по меньшей мере по XV в.— только монарху. Рака были крупными наследственными правителями небольших княжеств, возникших на Центральной Яве в ходе становления классового общества, затем они превратились в наследственную аристократию вотчинного типа, в VIII—IX вв. постепенно терявшую часть своих привилегий в пользу монарха и высших представителей власти — ракараянов. К концу IX в. суверенность отождествляется только с махараджей (монархом), и верховная собственность на землю становится (до конца XV в.) «моноцентрической» вместо ранней «полицентрнческой». Во второй четверти X в. Центр экономической активностн в Матараме переместился из Центарльной в район Востчоной Явы, где предпосылки для вкладывания классов возникли позднее. Центральная власть, уже ставшая в борьбе против рака верховным собственником земли, вступила здесь в прямые отношения с верхушкой общин, из среды которых не успели выделиться рака. Более сложный, чем в центре Явы в VIII в., аппарат централизованного угнетения в X в. наложился на деревенское общество Восточной Явы, где еще не сложились крупные владения типа владений рака. Возникла новая социальная ситуация, в которой для крупных неслужилых владельцев, не рдственных монарху, уже было места. Лишь в XV в. у явянцев вновь появилась крупная потомственная земельная аристократия, причем с политическим правами; но тепеть это — члены семьи монарха, вскоре разорвашие страну на уделы.

Примечательно, что монарх, носитель центральнйо власти, лишь за два столетия (VIII — IX) приобрел верховную собственность на землю, во всяком случае в традиционном для нашей науки понимании. Хотя крупные феодалы были побеждены к концу IХ в., тем не менее верховная власть сделала ареной своей экономичечскйо и политической активности не центр Явы, где она победила, а восток, где побежденных вообще не было как социальной группы, по крайней мере в Х-XI вв. Там в почти чистом виде и сложилась знакомая по другим странам Азии модель: «монарх-община». Она сохранялась, что редко бывает, нссколько столетий, в течение которых из свободных выделялся служилый средний слой (светский и отчасти духовенство), а позднее, за счет укрепления владельческих прав ближайших родственников монарха, из их среды возникли крупные наследственные владельцы – бра (вскоре — с политическими правами), Последние и разуршили в XV в. тот тип государства, которой соответствовал ярко выраженной верховной собственности на землю, — централизованное государство-империю с детализированной системой эксплуатации свободных. При этом сама эта детализированная система стала исчезать заметно раньше распада политических институтов центрплизованной империи – с начала XIV в., если не ранее. Об этом свидетельствует массовая передача государством свих имущественных прав служилым, а не порой и не служилым наследственны владельцам (не путать с иммунитетами вообще, существовавшими с VIII в.), а также общий упадок детализации обложения, широкое распространение норм обычного права (в дальнейшем преобладавшего в Индонезия, да и везде в Юго-Восточной Азии).

Эти процессы подготовили упадок централизованного государства и распад империи Маджапахит с конца XV с., но сам переход к использованию обществом по преимуществу норм обычного права не означал тогда, на рубеже ХПI - XIV вв, отказа от верховной собственности гоусдарства на землю. Он лишь знаменовал собой наступолени второго периода функнионирования такой собственности, почти везде в ЮВА сопровождавшегося определенным упадком централизации, — периода сбора основной массы ренты-налога теми слоями общества (служилыми, духовенством, порой и неслужилыми лицами), которым он переуступлен государством, а не самим государством, как ранее.

Псречисленные выше процессы социально-экономического развития шли отнюдь не равномерно на притяжении восьми веков. В той картине аграрных отношений в яванском обществе, которую рисуют данные количественного анализа надписей VIII—XV вв., можно выделить несколько эпох экономической активности и соответствующих новаций (прежде всего о сфере перераспределения земельных имуществ). Каждой из них присущи определенные социально-экономчиеские характеристики, каждой соответвствуют и четко выделенные отрезки политической истории Центральной и Восточной Явы, то есть народа яванцев. Таких эпох три: первая 732—928 гг. (переходный Малангский период 929—944 гг.); вторая 992—1197 гг.; третья эпоха 1264—1486 гг. Они отделены отрезками времени, когда вообще неизвестны надписи, поэтому эпохи и периоды не имеют четко выраженных временных границ. Есть некоторые отличия и от традиционной периодизации политической истории Явы, слабо, впрочем, пока обоснованной для ряда периодов.

Каждая из трех эпох характеризуется особым конкретным составом постоянных социальных групп и осоыбми видами отношений между ними, а также каждой из групп – к земле. Чт же это за группы?

Опи трэдиционны для средневековых классовых обществ: монарх как носитель центральной власти; служилые и неслужилые крупные наследственные землевладельцы; служилые (реже — неслужилые) средние и мелкие землевладельцы; духовенство; деревенская верхушка — деревенские чиновники; свободное рядовое население деревни; ремесленно-горговые внеобщинные группы; зависимое население деревни. Как природа этих групп, так и степень сходства некоторых из них друг с другом, а также отношение каждой из них к земле нередко менялись с течением времени, от эпохи к эпохе, что будет показано в ходе описания самих эпох.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: