Торговля в Южных морях и государства Малаккского полуострова в VI—vii вв

В это время заметно активизировалась международная торговля в Южных морж, рос ее объем. Заморских купцов (китайцев, индийцев, арабов, персов) привлекали редкие товары местного происхождения: металлы (олово, серебро, золото), самоцветы и полудрагоценные камни, жемчуг, ценная древесина, специи и пряности, лекарственные вещества, смолы и другие продукты тропического леса. Роль малайских портов как перевалочных центров расширялась, там сосредоточивались всевозможные и многочисленные изделия заморского происхождения: индийские драгоценные и обычные ткани, металлическое оружие и уткарь. китайские шелка и фарфор, благовония и предметы роскоши с Ближнего Востока и прочее. Потребность в этих товарах возрастала и у туземной аристократии и племенных вождей. Они же были заинтересованы в извлечении регулярных доходов из участия во внешней торговле, в первую очередь транзитной. Вместе с тем выросли возможности использования трвгоого и военного флота местными государствами. С его помощью можно было к своей выгоде контролировать товаропотоки на главных коммуникациях, связующих Индийский и Тихий океаны, вести активную таможенную политику, бороться с пиратством или использовать его кик оружие против других государств, организовывать далекие военные экспедиции с целями грабежа или подчинения новых территорий.

Определенные внешние обстоятельства способствовали новому подъему западноиндонезийской и полуостровной государственности к началу VII в. Китайское государство после длительного периода междоусобиц и нашествий объединилсоь под скипетром дннастии Тан. В то же время торговля Китая с Ближним Вотсоком уже не могла функционироватъ по-прежнему в услвоиях, когда арабские завоевания и падение Сасанидской империи положили конец старым торговым связям с портами Персидского залива. Поэтому еще больше возрос интерес к товарам юго-восточноазиатского присхождения, которые могли стать заменой ближневосточным, прежде всего к предметам роскоши и к пряностям и благовониям. Вместе с тем распад политического и торгового гегемона Южных морей – империи Бапном в V в. првиел к возврпащению самостяотельности известынх в ранней древности полуостровных малайских и мон-кхмерских владений. Уже к 515 г.источники регистриурют посольства из Лангкасуки, раньше других территорий Малайи отколовшейся от Баппома. Центр этого царства, укрепленный город, располагавшийся, вероятнее всего, на крайней юге современного Таиланда в провинции Паттани, стал известел как крупный порт, куда стекались потоки товарообмена между золотоносными внутренними районами полуострова. Суматрой, Явой, индокитайским побережьем в южнокитайскими портами. Отсюда вывозили лучшие сорта алоэ и высококачественную суматранскую камфору, пять видов черного дерева, лаковое дерево, слононую кость и другие редкости.

Через Лангкасуку распространялись в Нусаитарс н многие китайские товары, прежде всего шелк и фарфор.

Лангкасука была одним из оплотов распространения буддизма, куда регулярно заходили суда с индийскими паломниками по пути в Индию и обратно. Известные ученые-буддисты посещали Лангкасуку. Золотой век Лангкасуки наступил в VI столетии, когда ее владения соединяли, очевидно, оба берега Малакксксто пролива от Кедаха до Паттани.

Важнейшим торгово-земледельческим районом и очагом полуостровной государственности стал Кедах, связывавший северо-западное побережье Малайи с морскими путями в Индию, а также (через сухопутные трассы, пересекавшие полуостров) с Сиамским заливом. Рисоводство играло десь относительно важную роль.

Было несколько других прибрежных государств, ставших известными благодаря своему значению в сети торговых коммуникаций, шедших вокруг и вдоль Малаккского полуострова и через него, а также и связи с религиозной (главным образом буддийской) активностью: это Тамбралинга, Цзиту («Страна Красной земли») и другие. Тамбралинга, северный сосед Лангкасуки, с центром в районе современного Лигора, сохраняла свое значение как крупный внешнеторговый центр на восточном побережье полуострова. С его западного побережья и из внутренних районов торговые пути шли через Такуапа к Сиамскому заливу,

Цзиту (страна Красной ясмли), о местоположении которой много спорили, наиболее убедительно идентифицируется с северо-восточной Малайей в районе современного Келангана. Через Цзиту шли пути из Китая на Яву, в другие районы Нусантары, в акваторию Индийского океана. Отсюда также вывозились пряности и ароматические вещества малайских земель. В стране выращивалн рис, другие зерновые культуры, сахарный тростник.

Таким образом, к VI—VII вв. наряду с государствами, занимавшими западную часть современной Индонезии, сущестповал обширный район государственных образований на территории Западной Малайзии н Южного (полуостровного) Таиланда. Они появились на базе не только австронезизйской цивилизации, но и австроазиатской (мон-кхмерской) древней культуры. Север Малаккского полуострова явился зоной культурных контактов и синтеза. Объединяющим началом была кулътурно-этническая близостъ, общее в исторических судьбах продживавших здесь народок и племен, торгово-экономичсские связи и глубокое воздействие духовной культури Древней Индии. Как и в ряде другнх государств западной Малайзии и Индонезии, в древности и раннем средневековье здесь наряду с различными буддийскими учениями и сектами в столичных областях получили большое развитие культы позднего брахманизма и индуизма, оформлявшие местную идеологию сакральной власти монарха, в народной среде были сильны традиции доклассовых верований, преимущественно анимистичских. Государства этой зоны вряд ли могли сколько-нкбудь длительное время удерживать господство на узловых участках китайско-индийской и юго-восточноазиатской торговли, не объединяясь в союзы и конфедерации.

Если на Индокитайском полуострове большие государственгше объединения типа империй были уже в эпоху древности (Бапном, Тямпа), то в Нусантаре, где очаги цивилизации развивались на разрозненных островных территориях, такие очаги стали формироваться намного позднее. Условия дл яэтого складывались на востоке и юге Суматры в VI — первой половине VII в., когда после распада морской империи Бапном освободились соседние территории в зоне Малаккского пролива и устранились внешнеполитические факторы, мешавшие стремлению наиболее сильных древнемалайских суматранских государств установить свой контроль на важнейших торговых путях вдоль полуостровного побережья Малайи.

С середины VII в. ведущей тенденцией в политической истории Западной Нусантары становится собирание крупных держав имперского типа на основе господства одного-двух ведущих центров. В раннем средневековье такими центрами стали малайско-суматранское государство Шривиджая и яванский Матарам.

Существование в конце древнего периода на территории Западной Индонезии высокоразвитой цивилизации явилось основой формирования раннесредневекового общества, начало истории которого относят к VII—VIII кв. Однако в отличие от позднейших социально-экономических стурктур в другие районы Нусантары, индонезийское общество эпохи древности почти не оставило таких следов, которые позволили сколь угодно определенно говорить о принадлежности к типу общественно-экономической формации. Можно лишь предполагать, что в древних государствах Нусантары развитие хозяйства и общественных отношений создавало предпосылки раннефеодального уклада: по мере отживания старой общинно-родовой структуры продолжал развиваться новый тип социальной организации – территориальная община, феодализировалась родо-племенная и общинная верхушка, идеологически формляляась соответствующая концепции монархической власти.

Степень воздейстия и усвоения элементов индйиского вляиния была разлчиной для приморских и внутренних (в большей мере аграрных) районов. В целом же пути перехода к боле зрелому социально-экономическому устройству определялись главным образом местынми факторами, сложившимия до начала актвиных контактво с джругими регионами на рубеже нашей эры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: