События 1477—1475 ГГ. Нападение Демака

Государственная история Маджачзхнта не окончилась на событиях 1479—1481 гг., но первая из этих двух дат оставила глубокий след и яванской литературно-фольклорной традиции, действительно явилась своеобразным рубежом, за которым последовала полоса окончательно­го ослабления и краха бывшей островной империи, вернее того, что от нее осталось.

Если верить позднейшим летописям и полулегендарным повествованиям («Бабад Танах Джави», «Серат Канда» и др.), то во второй половине 70-к гг. XV в. власть в королевстве узурпировал бхра Кертабхуми, который, впрочем, также принадлежал к отпрыскам королевского рода, являясь одним из сыновей умершего еще в 1453 г. Раджасавардханы. С именем этого нового претендента на корону связываются драматпвеские коллизии, развернувшиеся на подмостках чванскон по­литической исторнн.

Бхра Кертабхуми был тесно связан с верхушкой северояванского княжества Демак, которое наряду с другими портовыми городами и княжествами побережья становилось фактически независимым от Маджапахита и где через влиятельных руководителей торговых общин усиленно распространялась мусульманская религия. По-видимому, в этой среде большую роль играли яванско-китайскне мусульмане: метисы, потомки от смешанных браков, среди которых находились и родствен­ники маджапахитских аристократов. Космополитический состав господ­ствующего класса портовых городов северного побережья, включавше­го малайцев, яванцев, китайцев, арабов по происхождению, складывал­ся во многом в отрыве от традиционной яванской среды. Ислам стал идеологическим средством объединения интересов этого слоя в его борьбе за экономнческйе позиции и политическую самостоятельность, а достижение этих целей бьтло сопряжено с массовым распростране­нием исламской веры и подготовкой к решительной борьбе соплотом старых государственных и идеологических порядков — Маджапахитом. По мерс обострения политико-идеологического кризиса яеанской дер­жавы н превращения ее во внутриостровное яванское княжество ислам медленно просачивался в аграрные районы.

Согласно некоторым литературным источникам, у бхра Кертабхуми от брака с китаянкой-наложницей был сын Радэн Патах, который женился на внучке духовного главы иоснователя мусульманской общины на Яве сунана Нгампела. Радэн Патах еще более укрепил свое положение в северояванских княжествах, будучи усыновленным главой палембангскихмусульман, аристократом, который вел свое происхождение от самого Викрамавардханы. В результате всего этого Радэну Патаху удалось пробраться к власти в Демаке, где местные мусульмане признали его своим руководителем, а затем собрать войско и после смерти сунана Нгампела захватить в 1477—1478гг.область Сетаранга и Сурабаю. Формально северояванские торговые «короли»- мусульмаие еще значились вассалами Маджапахита. Но на деле маджапахитский король бхра Виджая («победоносный бхра», как прозвали бхра Кертабхуми яванские писания) скорее всего не обладал, наоборот — с каждым днем терял способность контролировать события.

Данные о том, что произошло в 1478 г., противоречивы. Летописи, издававшиеся уже под влиянием исламизированиой государственно-исторической концепции, говорят о нападении Демака на Маджапахит (о восстании Демана против Маджапахита), когда был пленен король бхра Кертабхуми (Бравиджая), а казна и регалии королевства вывезены ко двору бывшего вассала. Если следовать этой версии, то это и была финальная глава маджапахитской истории, а султанат Демак явился историческим наследником и регалий, и былого величия яванской импервш, которые, впрочем, затем перешли последовательно к Паджангу и Матараму XVII в. «Параратон» об этом ничего не рассказывает, но обрывает изложение (точнее, сухой перечень маджапахитских властителей) на этой же дате. Но надписи-указы о земельных дарованиях духовенству, изданные от имени короля, правителя города Маджапахита, Джанггалы и Кедири в 1486 г., заставляют усомниться в полноте идостоверности нарративных источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: