Война за престолонаследие (1403/4—1406 ГГ. )

Вторая половина правления Хаям Вурука, проходившая после смерти всесильного Гаджа Мады, была отмечена несомненным ростом вляиния королевской семейной олигархии, стремившейся поделить власть на Яве. В начальных главах поэмы-хроники «Нагаракертагама» говорится, что каждый из родственников монарха имел своего рода удел (нагару), но все они «отирали ноги» с башмаков короля. В действительности король, резиденция которого была в «стольном» Маджапахите, представлял высшую власть (формально безраздельную). Эту власть в центральных областях олицетворяли как натхи (протекторы) члены монаршей семьи. Причем по старинной традиции в каждой из четырех пар смежных областей правила (осуществляла «покровительство») супружеская пара, символизировавшая, очевидно, сакральную силу живого махараджи через принадлежность кего роду или свой­ство. Естественно, что протекторы областей стремились превратить свою власть в наследственную. В «Божественный совет» семерых прабху входили, кроме родителей монарха, две его сестры с мужьями. Каждая из этих двух супружеских пар правила с титулом бхра (бхатара) смежными областями (Ласем — Матахун и Паджанг Пагулан), соединив, таким образом, под своей властью обширные территории Центральной и Северо-Восточной прибрежной Явы.

Однако наиболее влиятельным лицом в этом совете был шурин королевы-матери Трибхуваны, Виджаяраджаса, бхра Венгкера. Его жена, управляла Кедири (Дахой), третьей по значению (после Кахурипана и Сингасари) центральной областью, которая вместе со смежным районом Венгкера (к западу) составляла опорную территорию, под­контрольную эгой семье. Виджаяраджаса выдал за короля Хаям Вурука свою дочь Сушумпадеви. Его участие в государственных делах, было весьма значительным, так как он вместе с отцом Хаям Вуруна Кертавардханой, бхра Тумапеля, ведал вопросами крестьянских земельные держаний, описью земель и общественными работами в масштабах всех яванских владений Маджапахита. Виджаяраджаса, как и Кертавардхана, имел аналогичный королевскому титул «шри махараджа раджа парамешвара» и с этим титулом (по предположению Н. Крома) представлял власть короля на о. Бали. Есть основания считать, что именно статус Виджаяраджасы как полусамостоятельного правителя и его претензии на высшую власть послужили важной причиной внутри­политических коллизий, связанных с передачей маджапахитского пре­стола преемнику ХаямВурука. Последний, не имея сына от главной жены, предполагал назначить преемником своего зятя и племянника Викрамавардхану, бхра Матарама.

Между тем большим влиянием при дворе пользовался сын Хаям Вурука от наложницы (вернее сказать, от «младшей» жены), который благодаря браку с сестрой Викрамавардханы получил титул бхра Вирабхуми и был через усыновление принят в семью могущественного Виджаяраджасы, После смерти своего покровителя Внджаяраджасы в 1388 г. бхра Вирабхуми, естественно, рассчитывал фактически наследо­вать власть в его владениях (считается, что Хаям Вурук дал Виджаяраджасе Баламбанган). Но годом позже, в 1389 г., умер Хачм Вурук, ибхра Вирабхуми вместе со своими сторонниками и близкими, контро­лировавшими Даху и Ласем, составил сильную оппозицию новому королю Викрамавардхане.

Неясно, как развивались события в первые годы после коронации Викрамавардханы. В летописи «Парарагон» обстановка оценивается как мятеж, восстание (по-явански буквально — раскол). Однако расту­щие претензии на престол со стороны бхра Вирабхуми и угроза внут­ренней войны побудили короля около 1400 г. отойти от власти и, объявив себя отшельником, передать дела правления в женские руки. На короткое время его заменила какая-то его ближайшая родственница с титулом прабху шитри (правительница-супруга).*

Но положение не изменилось, и когда в 1401 г. Викрамавардхана вернулся к власти, вражда вспыхнула с новой силой. Противоречия между владетельными членами королевской семьи, нараставшие еще в период правления Хаям Вурука, вылились в ожесточенную борьбу из-за престолонаследия — типичная причина многих кровопролитных конфликтов в средневековых государствах.

Викрамавардхана, как известно, имел сыновей только от наложниц. А между тем бхра Вирабхуми был мужем недавно умершей сестры короля, бхра Лазема (по прозвищу «Толстушка»). Уже одно это в той обстановке могло послужить обострению конфликта. О степени раскола может свидетельствовать тот факт, что на стороне бхра Вирабхуми оказались один из сыновей Викрамавардхакы, бхра Тумапеля, иего зять, бхра Кахурипана.

Война началась в 1403 или 1404 г. По китайской летописи «Мин Ши», уже в 1403 г. новый император Поднебесной державы, верный неписанному имперскому принципу, отправил посольства сразу по двум адресам: в «западное» королевство (имеется в виду территория под фактической властью Викрамдвардханы) и в«восточное (владении «сына Дахи», бхра Вирабхуми, контролировавшего крайний восток Явы).

Эта война не была похожа на мятежи первой четверти XIV в. Здесь мы уже видим выступление против центральной власти одного из бхра королевской семьи, претендента на престол, опиравшегося на поддержку значительной группы родственников короля, имевшего свою отколовшуюся от государства территорию и цель — свержение правившего монарха. Источники доносят до нас отголоски упорной борьбы «западного и восточного кратонов». В ее начале Викрамавардхана терпел поражения от «восточного» противника. Но союзники бхра Вирабхуми стали отходить от него, и войскам Викрамавардханы удалось переломить ход войны. Китайцы, которые прибыли на Яву в составе огромной флотилии адмирала Чжен Хэ, стали не только свидетелями, но и жертвами этих драматических коллизий. На этот раз китайская миссия посетила только «восточное королевство» (видимо, это входило в задачу поддержания равновесия между борющимися сторонами), и в 1406 г. она оказалась в центре событий. Войска Викраманардханы захватили Лумаджанг, столицу владений бхра Вирабхуми, и при этом были убиты члены китайской посольской миссии и 170 человек из экспедиции Чжэн Хэ. Бхра Вирабхуми бежал на корабле во владения бхра Нарапати, но, преследуемый последним, был схвачен и обезглавлен. Голова бхра Вирабхумн была доставлена в Малжапахит, а затем его прах захоронили по яванскому обряду в чанди Грисапури в Лунге. Викрамавардхана, стремясь довершить разгром враждебной ему группировки, распорядился схватить и привезти в Маджапахит и приемную мать поверженного врага, бхра Дахи.

Так закончилась внутренняя война в Мзджапахите, которая, явившись водоразделом в маджапахитской истории, оставила глубокий след в яванской литературной и фольклорной традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: