Полемическое искусство судебного оратора (2часа)

Риторическая разминка:

- постановка речевого дыхания;

- скороговорки, чистоговорки.

Теоретические вопросы

1. Спор и его виды.

2. Участники спора (ведущий, оппонент и пропонент).

3. Основные правила ведения спора.

4. Доказательство и аргументация в споре.

5. Опровержение позиции оппонента. Способы опровержения.

6. Использование в споре полемических приёмов.

7. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

8. Составные части категории убеждения (логос, пафос, этос).

Практическое задание

Проведение деловой игры на одну из тем: «Нужно ли преподавание русского языка и риторики в нефилологическом вузе?»; «Смертная казнь в России: за и против»; «Свободен ли человек в сегодняшней России?»

ЛИТЕРАТУРА

1 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. _ Ростов-на-Дону, 2009. – С. 400-517.

3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 265-296.

4. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов). – М., 2011. – С. 257-275.

5. Кубиц Г. В. Риторика для юристов. – Челябинск, 2007. – С. 96-103.

6. Культура русской речи; под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М., 2000. – С. 149-168.

7. Петров О. В. Основы судебного красноречия. – М., 2007. – С. 166-183.

8. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1999.

9. Русский язык и культура речи; под ред. В. И. Максимова. – М., 2000. – С.116-148.

Методические рекомендации по изучению ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Дисциплина «Риторика» является профессионально ориентированной для работников юридической сферы деятельности. Несмотря на то, что согласно Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень ”бакалавр“) названная дисциплина является вариативной (профильной) частью в гуманитарном, социальном и экономическом цикле, важность и значимость её в процессе подготовки грамотного специалиста правовой сферы деятельности трудно недооценить, поскольку даёт возможность обучающемуся углубить и расширить знания, получаемые на предметах профессионального цикла, привить умения и навыки культуры подготовки и проведения процессуального юридического дискурса.

В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с сущностной стороной риторики как искусства, с её историей и становлением судебного красноречия в России, с известными отечественными ораторами.

Лекционные занятия являются своего рода основой для самостоятельной работы студентов, поскольку в них происходит знакомство студентов с целью, задачами и направленностью курса, научной, научно-методической, учебной и словарной литературой. В то же время немаловажным является грамотное конспектирование лекционного материала, чтобы легче было при подготовке к семинарским занятиям в нём ориентироваться.

В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно с тематической и словарной литературой, выполняются упражнения, связанные с развитием устной и письменной речи обучающихся. Предлагаются также задания, связанные с деловыми играми разной направленности и касающиеся риторического анализа текста того или иного оратора.

При подготовке к семинарским занятиям, планы которых с указанием теоретических и практических заданий, а также со списком рекомендованной литературы должны быть представлены на кафедре в электронном виде и на бумажном носителе, каждый студент должен:

- изучить рекомендованную по теме литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- подготовить ответы на теоретические вопросы семинара;

- по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара.

Самостоятельная работа осуществляется обязательно под руководством преподавателя в целях усвоения качественного материала: проводятся обязательные текущие и индивидуальные консультации, на каждом занятии разъясняется, что и как необходимо сделать в ходе самостоятельной подготовки при выполнении предложенным заданий, какой литературой воспользоваться. В процессе индивидуальных консультаций с преподавателем согласовывается и научно-исследовательская работа студентов.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских и практических занятиях, осваиваются студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских и практических занятиях методом устного опроса или посредством тестирования.

Под руководством преподавателя обучающиеся работают с Интернет-ресурсами в плане грамотного отбора материала по историческим и современным вопросам риторики, подготовки к реферативным выступлениям и деловым аудиторным играм.

Реферативное выступление студента, на которое отводится 10-15 минут семинарского занятия, позволяет формировать умения и навыки выступления перед аудиторией, владения средствами русского языка и речи. Выступление студента должно прежде всего отражать тематику того или иного семинарского занятия и предполагает обязательное обсуждение.

Анализ устного выступления проводится следующим образом.

1. Содержательная сторона: научно-теоретический уровень, информативность, ясность, логичность и убедительность, полнота раскрытия темы.

2. Практическая значимость выступления.

3. Личные качества выступающего: глубина знаний, речевая культура, уважение к слушателям, умение убедительно и доходчиво изложить материал и т.д.

4.Исполнительская деятельность: техника, эмоциональность речи, расчет времени выступления, контакт с аудиторией и др.

5. Общее мнение о выступлении. Советы, пожелания, рекомендации выступающему.

Изучение курса «Риторика» предполагает проведение контрольных работ. Предлагаемые контрольные задания базируются на специфике дисциплины, требующей хорошего знания литературных и коммуникативных норм современного русского языка, а также умении риторического анализа текста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: