Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Лекция 3. Виды, основные модели и приемы экономического анализа




3.1. Система показателей экономического анализа, их виды.

Удовлетворение постоянно растущих потребностей общества возможно на основе экономического роста, повышения эффективности производства. Эффектив­ность производства характеризуется определенным кру­гом экономических показателей. На каждый показатель эффективности производства оказывает влияние целая система факторов. Знание факторов производства, уме­ние определить их количественное влияние на общий результирующий показатель позволяет воздействовать на уровень показателей посредством управления факто­рами, определить механизм поиска резервов экономи­ческого роста.

Факторы представляют собой показатели, причины, воздействующие на результативные показатели. С точ­ки зрения влияния факторов на то или иное экономи­ческое явление различают показатели-факторы перво­го, второго порядка и т. д.

Систематизация и группировка факторов по тем или иным признакам называется классификацией. Классификация факторов позволяет выяснить причины исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каж­дого фактора в формировании величины результативных показателей. Факторы подразделяются на ряд групп:

- природно-климатические,

- социально-экономические,

- про­изводственно-экономические.

По характеру их действия факторы делятся на интен­сивные и экстенсивные.

Экстенсивные факторы обеспечивают изменения, связанные с количественным приростом результативно­го показателя (увеличение объема выпуска за счет уве­личения количества оборудования, рабочих, сырья, ма­териалов).

Интенсивные факторы обеспечивают прирост резуль­тативного показателя за счет качественных показате­лей, характеризуют напряженность труда.

По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические. Данное деление позволяет пол­нее учесть особенности предприятий, отраслей.

По составу факторы делятся на сложные (комплекс­ные) и простые (элементные).

По сроку воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на постоянные (оказыва­ющие влияние в течение всего периода времени) и пе­ременные (оказывающие влияние периодически на ре­зультативный показатель).

По степени воздействия на результаты экономичес­кой деятельности факторы подразделяются на основные, которые оказывают определяющее воздействие на ре­зультативный показатель, и второстепенные, которые не являются определяющими в данных условиях.

Необходимо учитывать - один и тот же фактор в зависимо­сти от конкретных условий может быть как основным, так и второстепенным.

В зависимости от места возникновения выделяют внут­ренние (зависят от деятельности данного хозяйствующего субъекта) и внешние (не зависят от усилий данного хозяй­ствующего субъекта) факторы.




На внутренние факторы можно воздействовать. Вне­шние факторы определяют уровень ис­пользования ресурсов хозяйствующего субъекта.

Классификация факторов приведена на рис.


 
 


Рис. Классификация факторов (показателей) для анализа результатов деятельности

3.2. Классификация видов и направлений экономического анализа.

В зависимости от объекта экономического анализа, масштабов и времени проведения существуют различные классификации видов и направлений экономического анализа.

v В зависимости от того, кто проводит, анализ может быть:

· внешним ( проводят аудиторские фирмы, вышестоящие организации);

· внутренним (проводят специальные экономические службы предприятия)

v В зависимости от времени проведения:

· ретроспективный (анализ показателей прошедших периодов);

· текущий (анализ показателей текущего характера);

· перспективный

v В зависимости от масштаба, охвата:

· производственный (анализ предприятия в целом);

· внутрипроизводственный (анализ по подразделениям)

v В зависимости от охвата объектов анализа:

· сплошной (анализ всех комплексов);

· локальный (анализ определенных моментов деятельности)

v В зависимости от частоты проведения:

· периодический (по кварталам);

· разовый

v В зависимости от применяемых методов:

· сравнительный;

· факторный;

· маржинальный (анализ взаимосвязи трех основных моментов деятельности (например – Объем выпуска, Затраты, Прибыль). Данный прием анализа позволяет принимать решения по организации бизнеса;



· экономико-математический;

· функционально-стоимостной.

3.3 Характеристика типов и моделей экономического анализа.

В процессе анализа деятельности предприятия используют несколько типов моделей анализа, в частности:

1. Дискриптивная модель

Носит описательный характер. Чаще всего отражает состояние баланса предприятия, то есть: - хозяйственных средств и их источников;

- характеристику коэффициентов финансового состояния

предприятия.

Наиболее часто используется в финансово-инвестиционном анализе.

2. Предикативная модель.

Носит предсказательный характер, т.к. связана с прогнозированием оптимального объема продаж, достижением безубыточности производства и критического объема продаж.

3. Нормативная модель.

Основывается на анализе отклонений фактических показателей от установленных нормативов.

Исходя их того, что практически любое экономическое явление представляет собой результат влияния определенных факторов, следует что существует причинно-следственная связь между результатом и факторами, которые на этот результат влияют. Данная связь представляет собой детерминированную модель. Она может быть представлена в нескольких моделях:

А) Аддитивная модель

Аддитивная модель имеет вид: y = a + b – с

Где y - результативный показатель;

a, b, с – факторы, влияющие на результативный показатель

Здесь результативный показатель выступает как алгебраическая сумма, разность различных факторов.

Пример. На объем реализации оказывают влияние следующие факторы:

Vреал.прод. = Vтов.прод. + Остатки нач. года – Остатки кон. года

Б) Мультипликативная модель

Мультипликативная модель имеет вид: y = a * b * с

Представляет собой произведение факторов.

Пример. На объем выпущенной продукции оказывают влияние следующие факторы:

Вып. прод. = Числ. работн. * Ср.год.выраб.

В) Кратная модель

Кратная модель имеет вид: y = a / b

Здесь результативный показатель представлен в виде частного от деления различных факторов.

Пример. На фондоотдачу основных средств оказывают влияние следующие факторы:

Фо = Vвып.прод. / Среднегод. ст-ть ОПФ

Где ОПФ –основные производственные фонды

Г) Смешанная модель

Смешанная модель имеет вид: y = a /(b + с)

Включает в себя произведение, сумму или разницу различных показателей.

Пример. На рентабельность оказывают влияние следующие факторы:

Рентабельность = (Прибыль*100) / (ОС + Об.ср-ва)

3.4 Основные приемы экономического анализа.

Наиболее распространенный и широко используемый прием в экономическом анализе - сравнение.

Сравнение предполагает сопоставление показателей одного и того же характера для выявления абсолютного и относительного изменения их значений.

При этом однотипный показатель может сравниваться в следующих вариантах:

· фактическое значение с плановым (абсолютное отклонение, относительное отклонение)

(Факт – План) показывает абсолютный рост или снижение конкретного показателя.

(Факт*100 / План) показывает на сколько процентов выполнено плановое задание.

· фактическое значение сопоставляется с показателями предыдущих лет, что дает возможность установить динамику изменения показателей как по каждому году, так и за период в целом.

В этом случае могут быть использованы базисные и цепные ряды динамики;

· показатели данного предприятия могут сравниваться с аналогичными показателями других предприятий отрасли;

· факт сравнивается с нормативным значением.

Во всех этих вариантах сравниваются сопоставимые показатели.

Сравнение с базовыми значениями позволяет решить широкий круг аналитических задач, используя в качестве базы сравнения: пла­новые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестати­стические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя.

Сравнение с плановыми данными производится в процессе опера­тивного и ретроспективного анализа. В первом случае сравнение ис­пользуется для контроля за ходом выполнения плана, во втором — для оценки работы предприятия за прошедший период.

Сравнение фактических данных с плановыми может использоваться и для проверки обоснованности плановых заданий. Допустим, средний темп роста, характеризующий динамику фактических показа­телей реализации продукции за ряд предшествующих лет, составляет более 100%, но план реализации на предстоящий период определен со снижением по сравнению с предшествующим периодом, следовательно, план является необоснованным.

Сравнение с нормативными и предельными значениями используется при оценке резервов и построении диаграммы жизненного цикла предприятия.

Сравнение с показателями прошлого периода позволяет выявить тенденции, закономерности развития экономического явления.

Сравнение основных показателей работы предприятия со средне­статистическими значениями позволяет определить конкурентные позиции данного предприятия, мотивирует поиск резервов роста объема более эффективного использования ресурсов и снижения затрат.

Важное значение для предприятия имеет сопоставление парамет­ров экономического состояния с показателями отраслевого и мирово­го лидеров. Использование такого вида сравнения сдерживается отсут­ствием достаточного объема адекватной информации.

Оптимальные величины в качестве базы сравнения используются для выявления резервов снижения себестоимости продукции, поиска резервов роста объема выпуска продукции и прибыли. Например, со­поставление фактического объема поставки с оптимальным размером одной партии позволяет внести коррективы в план поставки и сокра­тить тем самым расходы на транспортировку и хранение товарных запасов.

Пример. Выпуск продукции по данным отчета по соотв. годам составил

год факт. вып. (тыс.руб) изменение к пред. году (тыс. руб) изменение базисного индекса изменение цепного индекса
- +50 +20 -170 +40 - 1,05 (950/900) 1,07 (970/900) 0,88 (800/900) 0,93 (840/900) - 1,05 (950/900) 1,02 (970/950) 0,82 (800/970) 1,05 (840/800)

Среднегодовое изменение индекса продукции.

 
 


I = n-1√ I1* I2 * I3 * I4 * I5

 
 


I= 4√1*1.05*1.02*0.82*1.05 = 0,98

Вывод: плановое задание 2004 года по объему выпуска продукции предприятие недовыполнило на 50 тыс. руб. ((840-890) – средняя величина). Процент выполнения плана составляет (840/890)*100=94,4%

Анализ динамики показателя за 5 лет с 1999 по 2004 гг. свидетельствует о снижении объема выпуска продукции на 7% (0,93 - 1) по сравнению с 99 г.

В среднем за год объем выпуска продукции снижается на 2% (0,98-1).

Особо следует отметить спад производства продукции в 2003 году, который по сравнению с базовым годом снизился на 12% (0,88-1).

Положительная тенденция наблюдается в 2004 г., т.к. объем выпуска повышается по сравнению с 2003 г. на 40 тыс.руб.

Кроме сравнения в экономическом анализе часто применяются способы расчленения и группировки.

При расчленении предполагается более детальное изучение показателей определяющих экономическое явление.

Пример.Объем выпуска продукции в целом может быть рассмотрен:

· по видам выпускаемой продукции с выделением видов продукции, по которым идет невыполнение задания;

· по срокам изготовления (поквартально, за год).

Способ группировки – объединяет однородные показатели с целью установления общих тенденций, их изменения и характеристик.





Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 4184; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8976 - | 7164 - или читать все...

Читайте также:

 

3.94.196.192 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.