Внешнеторговые операции – комплекс методов, форм и средств по обмену товарами и услугами между странами, базирующийся на исторически сложившемся международном разделении труда и всеобщей интернационализации внутрихозяйственной жизни.
Формы и методы внешнеторговых операций отличаются большим разнообразием. Для его представления целесообразно рассмотреть эти операции под разными углами зрения. Дело в том, что одна и та же внешнеторговая операция может быть рассмотрена по одной классификации – как экспортная операция, по другой – как торговля машинами и оборудованием, а по третьей – как торговля через посредника-комиссионера.
Весь комплекс внешнеторговых операций может быть сгруппирован по пяти критериям классификации:
1. направлениям торговли:
- экспорт;
- импорт;
- реэкспорт;
- реимпорт.
2. Видам товаров и услуг:
- сырьевые товары;
- продовольственные товары;
- потребительские товары;
- машинотехническая продукция;
- научно-техническая продукция;
- услуги:
|
|
-туристические,
-инжиниринговые,
-на условиях подряда.
3. Степени готовности товара:
- готовая продукция;
- разрозненное оборудование;
- комплектное оборудование.
4. Формам торговли:
- бартерные операции;
- встречные закупки;
- компенсационные сделки;
- давальческая схема;
- выкуп устаревшей продукции;
- промышленное сотрудничество;
- раздел продукции (продакшн шеринг)
4. Методам торговли:
- прямой метод торговли;
- косвенный метод:
-комиссионные операции,
-агентские соглашения,
-брокерские операции,
-торговые фирмы и дома,
-международные биржи,
-международные аукционы,
-международные торги,
-арендные операции.
По направлениям торговли