Совокупный спрос

Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand, AD) это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен.

Внешне кривая совокупного спроса (рис. 12.1) выглядит так же, как и кривая рыночного спроса в микроэкономике. Однако между этими кривыми много различий.

Во-первых, совокупный спрос – это более сложная, агрегированная категория. Компоненты совокупного спроса были рассмотрены в гл. 11. Напомним уравнение совокупного спроса:

AD = С + I + G + NX.

Во-вторых, если в случае рыночного спроса по осям откладывали показатели количества и цены, то для совокупного спроса это будут показатели реального объема производства и уровня цен соответственно. Реальный объем производства обозначается английской буквой Y (yield) и измеряется одним из совокупных количественных показателей, а уровень цен – английской буквой Р (price) и измеряется одним из ценовых индексов.

В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой рыночного спроса оперируют понятиями «эффект дохода» и «эффект замены». Для кривой совокупного спроса они не используются.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется действием трех макроэкономических эффектов:

♦ процентная ставка,

♦ реальное богатство,

♦ импортные закупки.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте уровня цен и при неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растет, что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение совокупного спроса.

Эффект реального богатства заключается в том, что при росте уровня цен богатство, представленное в виде финансовых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса.

Эффект импортных закупок выражается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменный валютный курс, неизменные цены в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары – относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.

Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса. Но есть другие факторы (неценового характера), которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).

Основными факторами, вызывающими эти смещения, являются:

♦ изменение денежной массы (ее рост вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение – уменьшение);

♦ инфляционные ожидания населения (увеличение совокупного спроса);

♦ налоговая политика (рост налогов вызывает сокращение совокупного спроса, снижение – увеличение совокупного спроса);

♦ изменение государственных расходов (рост расходов вызывает увеличение совокупного спроса, сокращение – уменьшение совокупного спроса);

♦ внешнеэкономические факторы (например, рост производства в других странах может сократить совокупный спрос на товары отечественного производства).

Сдвиги кривой совокупного спроса можно проиллюстрировать графически (рис. 12.2).

Смещение кривой из положения AD в положение AD\ – это увеличение совокупного спроса, из положения AD в положение AD2 сокращение совокупного спроса.

Для характеристики и прогнозирования совокупного спроса, приведенных в табл. 12.1, в России используется ряд показателей.

Таблица 12.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: