В первом столбце таблицы приведены физические, эмоциональные и поведенческие признаки, позволяющие выявить несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения. Признак в отдельности не указывает на жестокое обращение с ребенком. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.
Инструкция: «Отметьте во втором столбце наблюдаемые признаки и проанализируйте полученный список для того, чтобы определить, какому виду жестокого обращения подвергся ребенок. Для этого используйте информацию третьего столбца таблицы, где указаны те виды жестокого
обращения, к которым относится данный признак.
| Признаки жестокого обращения | + | |
| Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения | 1,2,3,4 | |
| Телесные повреждения: ожоги, повреждения кожи, гематомы, покраснения, кровотечения, участки кожи без волос, следы связывания или удушения | 1,2,4 | |
| Телесные повреждения на разных стадиях заживления, на разных частях тела, частые «случайные» травмы | 1,4 | |
| Травмы внутренних органов, головы (признаки сотрясения головного мозга – головные боли, потеря сознания, тошнота, рвота, кровоизлияния в сетчатке глаза), переломы, вывихи | 1,4 | |
| Состояние измененного сознания, отравление | 1,4 | |
| Реакция родителей: необъяснимая отсрочка со стороны родителей в предоставлении помощи ребенку; отрицание взрослым, что ему было известно о травмах, несмотря на то, что эти травмы очевидны; неправдоподобные объяснения возникновения признаков жестокого обращения, несоответствующие характеру полученных травм и уровню развития ребенка; противоречия в сообщаемой истории; частичное признание родителем вины за жестокое обращение | 1,4 | |
| Истощение, обезвоживание, перегревание, переохлаждение, бледное лицо,опухшие глаза, всклокоченные волосы, педикулез, сыпи, плохой запах | ||
| Одежда, несоответствующая сезону; разорванная, грязная одежда | 1,4 | |
| Несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, cоответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий | ||
| Опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам | ||
| Запущенные заболевания, отсутствие необходимых прививок, ребенок не наблюдается у врача | ||
| Постоянное чувство голода, попрошайничество или воровство еды | ||
| Боль при сидении и ходьбе, боли внизу живота, воспаление мочевыводящих путей, инфекции, передающиеся половым путем, беременность | ||
| Психические расстройства (депрессии, фобии, психопатии, ПТСР), бессонница, ночные кошмары | 1,2,3 | |
| Психосоматические заболевания: боли в животе, энурез, энкопрез, тики, заикание, кожные сыпи, язва желудка, анорексия, булимия, ожирение или резкая потеря веса | 1,2,3,4 | |
| Задержки в психомоторном развитии | 1,2,3,4 | |
| Задержка речевого развития | 1,2,3,4 | |
| Задержки в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, боязливость | 1,2,3,4 | |
| Эмоциональные признаки: равнодушие, пассивность, страх, тревожность, настороженность, возбуждение, гнев, чувство вины, стыда, негативизм, недоверие; трудности в словесном выражении чувств и мыслей; застывший, испуганный взгляд у ребенка грудного возраста | 1,2,3,4 | |
| Низкая самооценка, отрицательная картина собственного «Я» | 1,2,3,4 | |
| Навязчивость в отношениях со взрослыми в поисках внимания и тепла | 2,3,4 | |
| Регрессивное поведение – возвращение к более ранним формам поведения, которые уже были преодолены с возрастом, например, сосание пальцев; потеря ранее приобретенных навыков | 1,2,3,4 | |
| Псевдовзрослое поведение | 3,4 | |
| Страх при приближении родителя, в грудном возрасте – малая подвижность и слабая эмоциональная реакция | 1,2,3 | |
| Нежелание возвращаться домой, уходы из дома | 1,2,3,4 | |
| Внезапное снижение успеваемости, отсутствие мотивации к учебе, частые опоздания в школу, прогулы | 1,2,3,4 | |
| Употребление ПАВ, химическая зависимость | 1,2,3,4 | |
| Нанесение самоповреждений и суицидальные попытки | 1,2,3,4 | |
| Хроническая усталость, сонливость во время игр, уроков | ||
| Стереотипность движений, занятий, игр | ||
| Избегание физических контактов | 1,2 | |
| Агрессивное поведение, применение насилия в отношении других людей, животных | 1,2,3 | |
| Ложь, манипулирование в отношениях, воровство | 1,2,3,4 | |
| Сексуально окрашенные рисунки и разговоры, способность в деталях описать различные действия сексуального характера; откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития; чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация | ||
| Вовлечение других детей в действия сексуального характера, сексуальное насилие по отношению к другим детям | ||
| Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров, проституция | 2,3,4 |






